Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды29 июня 2011 22:00

Ведущий «Что? Где? Когда?» Борис Крюк: Однажды я случайно засчитал знатокам неправильный ответ

На Первом канале только что завершилась летняя серия игр

А еще недавно исполнилось 10 лет, как «Что? Где? Когда?» стал вести Борис Крюк. Нам показалось, что это достойные поводы, чтобы поговорить с ведущим о легендарной передаче.

- На нынешнем ТВ не очень жалуют «умные» программы. По вашим ощущениям, каков «запас прочности» у игры?

- С интеллектуальными играми ничего плохого не будет. Весь вопрос в том, где они будут выходить. Если будет достаточное количество зрителей - на центральных каналах. Если нет - в каких-то локальных сетях.

Я не могу сказать о «Что? Где? Когда?», что это очень интеллектуальная передача. Каждый в ней находит свое. Кто-то смотрит мыльную оперу под названием «Друзь и его дети» и на вопросы не отвечает. Кому-то интересно, как там ругаются. Другой любит смотреть состязания на счет, и ему не важно, интеллектуальные они или с мячом.

- Одна моя знакомая объясняет интерес к программе так: «Умные мужчины возбуждают».

- Рад за таких женщин.

- Ваши дети играют в «Что? Где? Когда?»?

- Нет. Я и сам никогда знатоком не был. Мне никогда в голову не приходило отвечать на вопросы.

- Вопросы по-прежнему мешками приходят? Или теперь все больше по электронной почте?

- Пишут. Большее количество приходит по обычной почте. Но у вопросов, пришедших по электронной почте, процент выхода больше.

- Сколько «балласта» приходится на один стоящий вопрос?

- Лет восемь назад подсчитывал - 1 вопрос из 5 тысяч. Но дело не в том, что там 4999 плохих вопросов. Многие повторяются. Если какой-нибудь журналист написал в заметке: «Интересно бы спросить в клубе знатоков, знают ли они...», то все! Почта завалена этим вопросом. Много вопросов, которые уже были в игре. Передаче-то уже 36-й год.

- База данных - в секретном компьютере, а пароль - в банковской ячейке?

- Не так все строго. Хранится в компьютерах у двух редакторов. По отдельности - на случай, если у кого-то испортится. Ну и еще, наверное, на диск что-то скинули.

- На чьей стороне ведущий? Вы то «топите» знатоков, то наводите на правильные ответы.

- Бывает такой ответ на вопрос, что его можно и засчитать, и не засчитать. Ну вот, например, вы меня спрашиваете: «Где находится Туристская улица?» Я говорю: «В Москве». А вы: «Не в Москве, а в Тушине!» Но в конечном итоге Тушино - это тоже Москва. С другой стороны, не на таком же уровне спрашивали. Ведь можно ответить, что во Вселенной. В зависимости от того, как мне на данную секунду кажется - принципиально это или не принципиально, я засчитываю или не засчитываю ответ.

- Человеческий фактор...

- Бывают, конечно, вопросы: «Что в черном ящике?» Тут ничего не сделаешь - если туда положили ручку, то там именно ручка. А уж если вопрос «почему»... Могут быть нюансы. У меня был уникальный случай, когда я засчитал неправильный ответ. Вопрос был о вениках, которые летчики бросали на воду, чтобы соизмерять высоту. Счет был 5:5, я уже приготовился заканчивать игру... Знаток отвечает неправильно: «Веники подкладывали под сиденье, чтобы охраняться от пуль». А на меня затмение нашло. А ведь не было никакого желания эту команду вытащить.

- И чем дело кончилось?

- Выиграли знатоки.

- Зачем в знатоки идут? Денег, по крайней мере вот так сразу, на этом не заработаешь. Времени уходит уйма.

- Человеку свойственно иметь увлечения. Когда у меня спрашивают, почему вы знатокам не платите, я отвечаю: хорошо, что я сам с них деньги не беру! За что платить? Вся наша съемочная группа круглогодично занимается в конечном итоге тем, чтобы доставить знатокам удовольствие. Конечно, предъявляем к ним определенные требования. Но если уж они в этот клуб вошли, удовлетворяем их желание играть.

- Когда в 2001 году вы заменили Владимира Ворошилова, перед вами стояла задача сохранить игру, не уронить планку. Спустя какое время вы поняли, что справились, и внутренняя тревога исчезла?

- Сейчас уже точно не вспомню... Думаю, что года через два-три. Во всяком случае в 2005-м, юбилейном году (30-летие программы. - Авт.) я уже уверенно в седле держался. А в 2001 - 2002 годы - точно не очень.

- Пытались ли иностранные телекомпании купить формат и запустить аналог «Что? Где? Когда?» у себя?

- В Турции отснят пилотный вариант. В Америке снимали, но в эфир еще не вышло. Интерес проявляют разные страны, такие как Италия, Израиль и другие. В бывших советских республиках во многих играют. Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия. С этого года в Казахстане начнется.

- По всем признакам «Что? Где? Когда?» хоронить рано.

- Честно говоря, до разговора с вами об этом даже не задумывался.

- На MTV возобновилась программа, которую вы вели в 90-е вместе с Аллой Волковой - «Любовь с первого взгляда». Слышали?

- Слышал и даже видел.

- Как вам?

- Мне кажется, эта форма - не важно, в старом виде или в новом - она несовременная. Она отстала от жизни. Потому что люди так уже не знакомятся, и повода для обсуждения тут нет.

НАШЕ ДОСЬЕ

«Что? Где? Когда?» придумал в 1975 году легендарный Владимир Ворошилов, который вел программу 25 лет. Задолго до кончины он выбрал себе преемника - им стал Борис Крюк, сын его супруги и соратницы Натальи Стеценко. Выбор был неслучайным: Борис с детства присутствовал на эфирах программы, позднее работал ассистентом режиссера, редактором и т. п. Он автор многих правил игры, одно из которых он придумал еще в 12 лет.

Первые эфиры после ухода Ворошилова в 2001 году Крюк вел инкогнито - его голос специально искажали при помощи компьютера.

Бориса часто называют приемным сыном Ворошилова, что не соответствует истине - у него есть собственный отец, с которым он поддерживает теплые отношения. Родители Бориса развелись, а когда ему было 4 года, мать вышла замуж за Владимира Ворошилова.

У Бориса четверо детей: 18-летний Михаил, 16-летняя Александра, еще одна Александра 10 лет и 6-летняя Варвара.