«Русалочка», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Русалочка» была написана в 1837 г. и вошла в сборник «Сказки, рассказанные детям». Это одна из самых популярных сказок Андерсена, по которой снято множество мультфильмов и фильмов. Статуя русалочки стала символом Копенгагена.

В первом издании сказка заканчивалась гибелью русалочки, превратившейся в морскую пену. В таком варианте сказка скорее похожа на романтическую повесть, в ней гибнет отверженная героиня. Но для Андерсена очень важна христианская составляющая сказки. Возможность русалочки, превратившейся в одну из дочерей воздуха, обрести бессмертную душу, пусть и через 300 лет, - это счастливый сказочный конец, это куда лучше 300 лет жизни русалкой.

Литературное направление и жанр

Сказка «Русалочка» напоминает по сюжету волшебную сказку, в которой герой с помощью волшебных предметов и помощников достигает своей цели, а всё заканчивается обычно свадьбой. Но в сказке свадьбы не происходит, и становится понятным, что главная цель русалочки – не выйти замуж за принца, а обрести бессмертную душу. В этом смысле у сказки хороший конец, потому что у русалочки есть надежда. Такой поворот сюжета сближает сказку с притчей, к тому же в конце содержится скрытое поучение для маленьких читателей: если дети будут достойными своих родителей и радовать их, то срок испытания дочерей воздуха сокращается. Такое прямое морализаторство не было характерно для произведений 19 в. и подверглось критике рецензентов.

Русалочка – настоящая романтическая героиня. В отличие от других морских обитателей, она чувствует себя чужой в спокойном подводном царстве и мечтает жить среди людей. Русалочка жаждет высокого, необычного, она готова идти ради этого на любые жертвы и даже принести в жертву себя.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема сказки – цель человеческой жизни. Русалочка – это не человек, хотя на него очень похожа. И дело не в рыбьем хвосте, а в том, что она, как читатель-ребёнок, хочет быть хорошей, но идёт к своей цели интуитивно, оступаясь и ошибаясь. Одну за другой она отвергает жизненные ценности: семья, покой и богатство, родственные связи, долг. Кажется, что главная жизненная цель русалочки – это любовь. Наверное, это действительно так, но русалочка отказывается от супружеского счастья, познав жертвенную любовь. Может быть, поэтому она не погибает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Основная мысль сказки и состоит в том, что бессмертная душа стоит любых земных страданий, долгих дней тяжёлой жизни.

Основная проблема детской сказки религиозно-философская, но именно для решения таких проблем и существуют сказки. В сказке также поднимаются психологические проблемы. Читатель наблюдает, как русалочку переполняют противоречивые чувства и эмоции по отношению к принцу и его жене, как она справляется с ними.

Сюжет и композиция

Сказка начинается с описания подводного царства и дворца морского царя, где жила русалочка. Андерсен подчёркивает, что подводный мир отличается от земного: там другие растения и животные, другие жители и порядки. Это «тот свет», «тридевятое царство» волшебной сказки, место, где обитают души умерших. Недаром люди могут попасть в этот мир только мёртвыми.

Подводное царство – обращённый и искажённый земной мир. Его законы пародируют земные. Например, вельможи как знак отличия могут носить на хвосте шесть устриц, а вдовствующая королева вопреки закону носит целую дюжину (12). Жители подводного царства подражают людям, стремятся быть похожими на них. Шесть принцесс украшают свои клумбы тем, что падает с кораблей. Бабушка рассказывает внучкам о жизни на земле совсем так же, как нашим детям бабушки рассказывают сказки о волшебных мирах.

Мир волшебной сказки часто отражает обряд инициации – взросления героя. Именно поэтому герой или героиня попадают в подводный или подземный мир (мир предков) и проходят там ряд испытаний, после которых считаются взрослыми. В подводном царстве 15-летние русалки, наоборот, впервые попадают на поверхность моря и знакомятся с миром людей. Очевидно, это делается для того, чтобы они осознали, что, хотя земной мир привлекателен и интересен, но свой мир привычнее и спокойнее: «Везде хорошо, а дома лучше». Такой вывод делают 5 старших сестёр, но не русалочка.

Она с первого взгляда влюбляется в принца и спасает его во время кораблекрушения. Русалочка переживает первое разочарование, ведь принц не знает, кто его спасительница.

Узнав от бабушки, что русалка может обрести бессмертную душу, русалочка решается обратиться к морской ведьме. Все её несчастья начинаются с того, что она неправильно понимает слова бабушки. Она слышит то, что хочет услышать, ведь не она должна была полюбить принца больше отца и матери, а он её! Русалочка делает ложный вывод о том, что перенесённые страдания дадут ей бессмертную душу.

Для обретения души русалочка проходит ряд испытаний. Она подвергается опасности по пути к дому морской ведьмы: бурлящие водовороты, пузырящийся ил, который ведьма называла торфяным болотом, душащие полипы. Русалочка получает волшебный напиток, который сделает её прекрасной девушкой, но за это платит двойную цену: ведьме она отдаёт прекрасный голос, а вместе с красивыми ножками получает боль, ступает, «как по острым ножам».

Получается, что вместо одного, русалочьего, дара русалочка получает другой, вместо умения петь – умение танцевать, как не танцевал ещё никто. Но этот же дар доставляет ей невыносимые физические страдания, которые являются только тенью душевных страданий. С честью пережив выпавшие на её долю испытания, русалочка не умирает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Это не только переход в другое физическое состояние (водяное стало воздушным), но и приближение к истинной цели – бессмертной душе, которую бывшая русалочка может заслужить через 300 лет.

Герои

Русалки – дочери морского царя, но сам Андерсен назвал своих подводных героинь морскими девами.

Его героини имеют что-то общее с сиренами, чьи голоса слышали моряки и, подплыв ближе, разбивались о скалы. Слово «русалочка» появилось при переводе на русский язык. Действительно, «маленькая морская дева» звучит чудовищно, а русалки – существа славянской мифологии, хоть и обладающие другими качествами.

Главная героиня, русалочка, – младшая из шести дочерей морского царя, «нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами». Она была странным ребёнком, тихим и задумчивым. Русалочка украсила свою клумбу с красными цветами мраморной статуей упавшего с затонувшего корабля мальчика – прообраз его будущего возлюбленного.

Русалочка любила слушать рассказы бабушки о жизни на земле, её больше других сестёр тянуло на поверхность моря. Русалки должны жить 300 лет и наслаждаться безмятежностью. Они равнодушны к судьбам людей. Например, пять старших сестер любили в бурю наблюдать за людьми на тонущих кораблях, пели им о чудесах подводного царства. Но русалочка хочет принять деятельное участие в земной жизни. Она не умеет плакать, но умеет любить.  Поэтому она знает, что очень полюбит земной мир и людей в нём.

Но сначала русалочка полюбила одного человека – принца, украдкой наблюдая за ним. Она полюбила и мир людей. Её стремление к этому миру напоминает стремление благочестивого человека к Небесам.

Русалочка не поняла, что, утратив голос, она не сможет объясниться с принцем и рассказать ему ни о своей любви, ни о том, что спасла его. Несмотря на то, что русалочка по рождению принцесса, что она стала человеком, она не равна принцу, занимает подчинённое положение. Его отношение к ней дружеское и родственное, сродни отношению к любимой собаке. Принц называл её «маленьким немым найдёнышем с говорящими глазами» и позволял спать на бархатной подушке у его двери. Он любил её «как милое, доброе дитя», а не как невесту. И немудрено, ведь русалочка говорила только глазами.

В земной жизни русалочка переживает испытания. Принц находит спасшую его девушку, оказавшуюся принцессой, и женится на ней. Русалочка обречена превратиться в морскую пену с первым лучом солнца. Но её ждёт ещё одно, последнее испытание: она отвергает последнюю возможность спастись, не убивает принца ножом, за который её сёстры отдали свои прекрасные волосы. Это не просто человеческий поступок, но поступок личности, достойной вечно жизни.

Поэтому русалочка становится дочерью воздуха и может заслужить бессмертную душу добрыми делами. Русалочка дважды переживает метаморфозу. Она обретает человеческий облик, но не душу, и её судьба зависит от воли человека, которого она любит. Но превратившись в дочь воздуха, Русалочка сама может заслужить вечность на Небесах. Она даже получат возможность плакать. Ведь в воздухе слёзы могут стать живительными каплями воды, а в море вода не видна.

Принц представляет собой человека, не умеющего, в отличие от русалочки, слушать голос своего сердца. Он любит девушку, которая, как он думает, спасла его. Эта девушка первой подошла к вытащенному русалочкой на берег потерявшему сознание принцу. Русалочка напоминает ему ту девушку. Очевидно, потому, что в его помрачённом сознании смешались два образа.

Художественное своеобразие

Сказка «Русалочка» чуть ли не впервые в мировой литературе делает читателя участником описанных событий. Этот приём стали использовать только в конце 20 века. Но Андерсен именно маленьких читателей призывает сократить срок испытания дочери воздуха, бывшей русалочки, для обретения вечной души.

Сравнения в сказке сопоставляют два мира, с помощью земных образов объясняют образы морские. Вода сравнивается с синими лепестками васильков и прозрачным стеклом, бурлящие водовороты напоминают воду под мельничными колёсами. Рыбки вплывают в открытые окна, как у нас влетают ласточки, а сама русалочка сравнивается с пузырьком воздуха, такая она лёгкая.

Сказка «Русалочка» очень иронична. Андерсен посмеивается над «высшим обществом», внимания которого он был удостоен. Высшим светом бабушка русалочки называет весь земной мир.

По произведению: 

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан