Управление

Глава "Икона стиля"из книги "Айседора Дункан.-Ипостаси величия"

Я р ч а й ш а я п р е д с т а в и т е л ь н и ц а б о г е м ы

И к о н а с т и л я

Наш вкус,наша Мода,медленно,но

упрямо,с каждым годом всё сильнее и

сильнее - прибавлю,неумолимее,-

возвращают нас на путь античного

искусства

Леон Бакст

А.Дункан восхищала свою публику и во внесценическом пространстве.Ей подражали в манере одеваться,носить одежду,украшения.Пытались копировать её легкую,красивую,неизменно «молодую» походку.Но едва ли все подражающие танцовщице давали себе отчёт в том,что красивая и правильная с эстетической точки зрения походка есть продукт соответствующего воспитания; что элегантность предполагает наличие сильного характера,сформированного вкуса,хорошего чувства юмора и оптимизма.Безусловно,образ прекрасной женщины,заразительной своим жизнелюбием,с улыбкой,открывающей жемчужно-белые,удивительно красивые зубы,притягателен ещё до общения с ней.

Магнитом для всеобщего внимания и предметом восхищения и зависти многих служил стиль жизни Айседоры: стиль жизни яркой,финансово самостоятельной,независимой женщины,рядом с которой - лучшие в мире мужчины: стиль жизни женщины,чей идеал мужчины - гений.

Принадлежность к творческой богеме не давала красивой и известной танцовщице права на ошибку в стиле во все 24 часа в сутки.И это касалось,и элегантности поведения,речи,домашнего интерьера и других аспектов искусства жить – безупречности во всём.Простой пример элегантности даже в мелочах. - С красной туникой Айседора сочетала аксессуар – красную сумочку,в которой: зеркало,красная губная помада и красный же носовой платок,который иногда она использовала для удаления с губ красной губной помады (что можно считать простым и в то же время гениальным решением) .

Дункан имела свой стиль в манере одеваться.Чрезвычайно близок ей был античный стиль,образ «греческой колонны»,стремящейся ввысь,к свету и совершенству.Основные его признаки: однотонная тонкая материя,множество вертикальных складок,пояс строго на линии талии,обувь - практически одна подошва (главное достоинство - сами ноги,а не сандалии),в наряде всё просто и изящно.

Айседора носила наряды,созданные лучшими кутюрье:Поль Пуаре,Мариано Фортуни.Причём,некоторые платья шились по её собственным эскизам.В гардеробе Айседоры - платья,являвшиеся знаком высокого статуса и интеллектуального подхода к моде:платья "от Фортюн" (чёрное,оранжевое,красное,жемчужно-серое,фиолетовое,и других цветов);длинные шёлковые платья в античном стиле "Дельфос",подчёркивающие линии тела;бархатные платья с глубоким декольте;платья из парчи с длинным шлейфом;туники,пеплосы,хитоны;горностаевое манто,манто из соболя,накидка из лебяжьего пуха;мантилья из белого шёлка;пелерины;плащи;английский клетчатый костюм;многочисленные шарфы,шляпы,шляпки,в том числе - с кружевной вуалью;муфты;перчатки...К платьям и костюмам -редикюли и вечерние сумочки;зонты. Из обуви:модные туфли,"русские сапожки",сандалии.И много всего другого.Из украшений: бриллиантовое колье и изумруд,подаренные Парисом Зингером. Среди украшений Айседоры - также бусы из агата (на одном из фото танцовщица - в них).

«Визиткой» Айседоры Дункан были её многочисленные невесомые длинные шарфы,которые она умела носить как настоящая модель.Шарфы Дункан достигали в длину шести футов.И это были не только красные,но и розовые,жёлтые,чёрные шарфы,пепельных тонов.- Шарфы,шали,накидки всегда добавляют элегантности костюму,платью и пальто.Они делают движения очень женственными.Ровная осанка,расправленные плечи,приподнятый вверх подбородок Айседоры молодили её более,чем на десять лет.При разнице в возрасте в 18 лет с С.Есениным,Айседоре даже он не давал возраст старше его на 10 лет.

«Сотрудничество» с известными кутюрье,конечно,застраховывало Дункан от ошибок в стиле одеваться.Но танцовщица и сама отлично была знакома с негласными «законами» элегантности.Знала,что вечерние наряды с очень глубокими вырезами украшают женщину,шёлковое вечернее пальто намного элегантнее мехового пальто или мехового жакета.Открытые ноги,обнажённая спина и руки стали в 1920-е годы почти обязательными для истинной модницы.Айседора также была в курсе мужской моды,знала,например,что мужчины любят шарфы на костюмах и пальто.

Изысканно одевались все мужья Дункан.Но самый грандиозный «отчёт» западная пресса дала о гардеробе русского мужа великой танцовщицы - Сергея Есенина,стиль которого в одежде сложился ещё до встречи с Айседорой.- Есенин и его друг Анатолий Мариенгоф в 20-е годы одевались остро модно,шили себе костюмы у дорогого и лучшего портного Москвы Деллоса.

Причиной ажиотажа в зарубежной прессе был не только интерес к очень молодому мужу Дункан,да ещё и иностранцу.За границу со своей знаменитой супругой приехал красивый,и лицом,и фигурой,«второй Пушкин» по таланту,по виду и манерам - редкий аристократ,несмотря на своё крестьянское происхождение.То он в цилиндре и манто,сшитом известным берлинским портным,то в смокинге,цилиндре и чёрной пелерине на белой подкладке,то в своём знаменитом дымчатом кепи и пальто,то в шляпе и пальто «пальмерстон» (названном так в честь премьер-министра Великобритании Пальмерстона,открывшего моду на этот род длинного пальто,сзади плотно прилегающего к талии,с полами до пят)и модных плоских ботинках «шимми».В иной раз Есенина видят в светлом пальто с шёлковым шарфом,светлом костюме,в светлых замшевых перчатках.Из аксессуаров известны трости Есенина и золотые часы на цепочке - подарок Изадоры,совсем недолго послужившие ему (в порыве гнева он их разбил),из украшений - сердоликовый перстень,который носил на большом пальце левой руки.

С собой у Сергея Александровича обычно был маленький атташе-кейс(кстати,с деньгами на сумму в две тысячи долларов).

Петр Орешин так писал о Есенине:«Никто так легко не умел ходить, как Есенин… На цветистом ковре, под электрической лампочкой, в прекрасно сшитом костюме Есенин больше походил на изящного джентльмена,чем на крестьянского поэта».

Есенин живёт с Айседорой в лучших отелях мира,посещает самые дорогие рестораны,костюмы шьёт у лучших европейских портных,фотографируется в лучших фотоателье,приобретает парфюм лучших Домов моды.Айседора вводит его,как когда-то Гордона Крэга,в круг мировой творческой элиты.Читателю будет интересно узнать,что среди 175 известных фотоснимков поэта Сергея Есенина (индивидуальных и групповых) существовали также его цветные фото,о чём осталось свидетельство секретаря А.Дункан Ильи Шнейдера:«Айседора на фото в ярко-синей широкополой шляпе с белыми перьями,в ярко-синей пелерине,подбитой белым шёлком,в руке был ярко-синий зонтик,окаймлённый пеной белых кружев,и т.д.Всё ярко-синее с белым.Есенин (рядом) - от шляпы до подмёток в светло-сером.Словно отлит из серебра».Исторические факты служат подтверждением того,что это свидетельство - не фантазия Шнейдера.Первый «постоянный» (невыцветающий быстро) цветной фотоснимок был сделан в 1861 году физиком Джеймсом Клерк Максвелом.В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии,выпущенные фирмой «Люмьер» (владельцы: Август и Луис Люмьеры).Первая же цветная фотоплёнка появилась только в 30-х годах ХХ века.В начале ХХ века большой популярностью пользуются граммофоны,изобретённые в 1888 году немецким инженером Э.Берлинером.Берлинер и его фирма «JVC» в начале ХХ века выпустили первые пластинки с записями симфонической музыки (в том числе,3-й симфонии Бетховена,песен Фёдора Шаляпина,Энрике Карузо)

Дункан на гастроли выезжала с большим гардеробом.- Практически всегда было десять чемоданов с её вещами.Количество чемоданов достигло двадцати,когда она путешествовала с мужем Сергеем Есениным,признанным в мире настоящим денди.з десяти Есенинских чемоданов целых четыре были с одной только обувью.- Таким образом,супружеская чета Дункан-Есенины в путешествиях всегда обеспечивала работой целую команду грузчиков.

Один чемодан,в дополнение к десяти с вещами артистки,был занят архивом Айседоры,включавшем книги,письма,записки,телеграммы,фотографии,портреты.Причём,количество фотографий измерялось тысячей,не меньше.Танцовщица серьёзно относилась к своему личному архиву,дорожила им.Это имеет подтвеждение в её письме Ирме из Ташкента от 19 июля 1924 г.:«Пожалуйста,разыщи все письма,казенные бумаги и прочее и отошли их Рэймонду.Я думаю о них,когда не могу спать по ночам.Но их нет среди бумаг,которые у меня с собой».

Неизменным спутником танцовщицы во всех поездках,по свидетельству её секретаря И.И.Шнейдера,была стопка голубоватых,цвета хмурого неба,листов бумаги,на которых китайской тушью она писала всегда,своим странным почерком,«с буквами,то горизонтально,то вертикально удлинёнными,ложившимися такими же смелыми и законченными линиями,какими Айседора наполняла каждое своё движение в жизни и на сцене».

Айседору отличало очень внимательное отношение к собственному внешнему виду не только на людях,но и дома,где женщина должна быть особенно привлекательной.Степанида Руднева во время встречи с танцовщицей у неё дома,на Пречистенке 20,увидела её такой:«Айседора - в большом мохнатом белом плаще,под которым - несколько газовых белых плащей,и в розовых шёлковых туфлях на босу ногу».В другую их встречу Айседора была «в шёлковом пеплосе,тонком-тонком,и розовом бархатном,шитом бисером плаще»,который носила на одно плечо.Ирина Одоевцева в своих воспоминаниях «На берегах Сены» так описывает Дункан во время их встречи в номере берлинского отеля: «На ней - похожее на хитон сиреневое платье без рукавов.Светлые волосы уложены «улитками»на ушах.На плечах - длинный шарф.Она стройна и похожа на статую.Не только телом,но и лицом». - Есенин на Пречистенке любил носить пёстрый персидский халат,в гостиничных номерах - красный халат и обязательно туфли.Часто дома он рядился в цилиндр,монокль,смокинг и лакированные ботинки.

Причёска танцовщицей выбрана не эксцентричная и незначительно меняющаяся со временем,по причине чего возраст обладательницы казался неизменным. Иногда Айседора укладывала волосы «улитками» на ушах.Не осталась без внимания Дункан и тенденция в прическе модниц тех лет – «марсельские волны»,по имени французского парикмахера Марселя Грато,изобретшего в конце 19 века щипцы для завивки волос.

Айседора использовала (правда,не прибегала к этому постоянно) модный грим тех лет,напоминавший киногрим :тёмные тени на веках,чёрная подводка глаз,тёмно-красная помада на тщательно нарисованных губах,пудра,делающая кожу почти прозрачной,пудра Коти.В 1920-е годы кинозвёздам создаёт макияж MaxFactor Максим Факторов,эмигрант из России.

Надежный путь при создании собственного элегантного стиля - ориентироваться на сложившийся стиль реальной женщины,которая может служить образцом вашего типа и считается общепризнанным эталоном изысканности.Стиль А.Дункан формировался под влиянием восторженных впечатлений танцовщицы от её кумиров,с которыми она имела счастье быть лично знакомой - великих актрис Элен Терри и Элеоноры Дузе.

Эллен Терри (1848-1928) - английская актриса,особый успех которой принесли совместные выступления с Генри Ирвингом; мать Гордона Крэга,гражданского мужа Айседоры.Эллен Терри родилась в актерской семье.Её родители не были крупными актерами,но пользовались уважением в театральном мире,а её старшая сестра Кэт уже в ранней юности завоевала большую популярность на сцене.Эллен Терри не получила театрального образования в современном понимании этого слова,хотя бы потому,что театральных школ тогда в Англии не существовало.Она училась у живого театра,практически познавая сцену.Ей очень повезло,что воспитание её началось в благоприятной атмосфере Театра Принцессы.В театре Кина Э.Терри играет роли,которые подходят ей по возрасту.Дебютировала в “Зимней сказке” (1856),затем играла роли:Пэк в “Сне в летнюю ночь” (1857),принц Артур в “Короле Иоанне” Шекспира (1858),мальчик Карл в обработке Гётевского“Фауста”(1858).

Очень важно,что уже первые её театральные выступления связаны с высоким по своему литературному качеству репертуаром.Хотя сами роли,как правило,были весьма незначительны,она жила в атмосфере подлинного искусства.Труд и упорство,настойчивость и ум помогли молодой актрисе перейти от детских ролей к более сложным,потребовавшим от нее и техники трансформации,и синтетического мастерства,и разработки характера.Накапливая опыт и мастерство,юная актриса постепенно поднималась по лестнице сценических успехов.Её главными шекспировскими ролями были:Беатриче,Офелия,Порция,Дездемона,Джульетта,Виола,леди Макбет,Имогена,королева Екатерина и Волумния.

Эллен была в долгой связи с известным архитектором Эдвардом Уильямом Годвином,от которого родила дочь и сына - Гордона Крэга (1872г.),ставшего известным теоретиком театра и режиссёром.

Огромный успех Эллен Терри в роли Порции укрепил её положение на сцене,“ Венецианский купец” стал для неё дипломом на звание мастера.- В театр пришёл художник с отчетливо сложившейся индивидуальностью,со своей темой.И поэтому вполне понятно,что Генри Ирвинг,возглавивший в 1878 году Лицеум,пригласил в свой театр на ведущие роли именно Э.Терри.

Генри Ирвинг – человек,с которым Э.Терри связала зрелые годы своей актерской деятельности.Их творческое содружество,длившееся двадцать пять лет,не было случайным.-Эллен Терри,так много работавшая в коммерческом театре,где всё было подчинено кассовому успеху,не могла не оценить преданности Ирвинга искусству,его влюблённости в театр.Она выбрала Лицеум как прибежище от ремесленного духа в театре,хотя едва ли до конца приняла творческую программу Ирвинга.

Э.Терри воплощала в своем творчестве свет,добро,благость.Когда ей приходилось играть роли иного плана,она сталкивалась с труднопреодолимыми для неё внутренними препятствиями.

В своем творчестве эта актриса отдавала предпочтение воображению.Но в то же время она отчетливо понимала,что отношение художника к действительности – это и есть стержень любого искусства.Представительница мыслящего типа актера,Терри считала обязательным для актёра наличие,прежде всего,определённой и устойчивой концепции роли и пьесы.

Терри отстаивает право актёра на самостоятельную,оригинальную трактовку роли.Шекспир привлекателен для неё тем,что он предоставляет актёру безграничные возможности интерпретации.

Единство личности и творчества Эллен выражало себя в предельной самоотдаче всему,что она делала,в чистоте и тонкости всех пережитых в жизни и изображённых в театре человеческих чувств,в оптимизме,ясности отношения к действительности.Талант этой актрисы был настолько могуч,что равнялся гению.

Эллен Терри была для Айседоры совершеннейшим идеалом женщины,и сама танцовщица поднялась до таких же высот совершенства и таланта. Когда у Дункан родилась дочь от Г.Крэга,она была безмерно счастлива ещё и потому,что внешне девочка была очень похожа на свою бабушку по отцу - Эллен Терри.

Великая итальянская актриса Элеонора Дузе — одна из множества актрис была родом из актерской семьи — впервые поднялась на сцену,когда ей было 4 года.Переиграла все значимые роли своего времени— в спектаклях по произведениям Шоу,Ибсена,Метерлинка,Горького,Шекспира и Дюма(в «Даме с камелиями»).Её актёрский диапазон был невероятно широк,практически безграничен.- По большому счету,она могла сыграть всё — от ролей романтических,до трагических и комических. С легкостью превращалась из сельской барышни в феминистку,из нищенки в королеву. Она была красивой,изящной и умной.Но самое главное — это её уверенность в себе,которая положила к её ногам Чехова,Бернарда Шоу,Габриэля д’Аннунцио…и всю Европу конца 19 века.В комнате Айседоры на стене висел портрет Элеоноры Дузе.

Известный писатель,поэт,знаменитый донжуан и любовник Габриэль д'Аннунцио (1863–1938) заслужил репутацию скандальной личности своими противоречивыми произведениями,которые многие критики называли крайне вульгарными и непристойными.

«Триумф смерти»,«Невинный» и другие литературные труды писателя были настолько наполнены яркими эротическими образами,что невольно приводили к неоднозначной реакции общественности.У многих,кто резко отвергал творчество д'Аннунцио,его труды вызывали негодование.Другие же,позволив себе разделять взгляды скандального писателя,открыто защищали его.Были и те,кто боготворил известнейшего донжуана Италии,кто восхищался его талантом,кого притягивала его мужская красота и сила,кто,бросая своих женихов и мужей,жертвовал ради него семьёй,репутацией,богатством.Это были женщины,которых покорил Габриэль д'Аннунцио,знаменитейший любовник начала XX столетия.

Писатель был невзрачен,даже некрасив,но было в нём что-то странное,влекущее,неизведанное,что гипнотическим образом притягивало к нему самых разных женщин.В юности присвоив себе титул «жреца любви»,Габриэль неуклонно следовал ему до глубокой старости.

Невзирая на презрительное и грубое отношение знаменитого ловеласа к любовницам,многие женщины мечтали провести с писателем хотя бы одну ночь.Благовоспитанные и религиозные дамы становились жертвами его магнетического воздействия.Одна из них,уже брошенная д'Аннунцио,осознав своё грехопадение,даже сошла с ума.Другая постриглась в монахини,навсегда покинув мирскую жизнь…

Жизнь писателя изменилась лишь тогда,когда судьба свела его с великой итальянской актрисой Элеонорой Дузе (1858–1924).Именно ей довелось стать самой продолжительной романтической любовью д'Аннунцио.Она же стала лучшей исполнительницей ролей в его пьесах.Встреча д'Аннунцио и Дузе произошла в 1895 году в Венеции. Дузе приглянулась удачливому любовнику,хотя была уже немолода, ей было за тридцать семь.Габриэль по привычке попытался с ходу покорить приглянувшуюся дамочку.Они катались на гондолах, д'Аннунцио читал спутнице сочинённые в её честь стихотворные строки,осыпал букетами цветов.Разве мог он тогда предположить,что этот случайный роман затянется на девять долгих лет — для д'Аннунцио срок невероятно большой.Союз с итальянским писателем оставил в жизни Дузе огромный, значительный след.

Они любили друг друга.Часто ссорились,расставаясь,затем опять сходились.Даже в дни разрывов,когда казалось,что всё уже кончено,они писали друг другу пылкие письма,полные упрёков,обид и неизменных признаний в любви.Однажды на очередной день рождения возлюбленного Элеонора прислала ему дюжину поздравительных телеграмм,по одной через каждый час. Д'Аннунцио отвечал такими же романтическими жестами:он умел покорить женское сердце.

Через пять лет после первой встречи Габриэль издал очередной роман,в котором до мельчайших подробностей изложил интимную жизнь с актрисой.Он так делал и раньше,с другими женщинами,и Дузе на этот раз не явилась исключением.Тем не менее,актриса была крайне возмущена и разгневана,но,простив обиду,всё-таки вернулась к любовнику. Д'Аннунцио изменял ей с другими женщинами,Элеонора и это прощала. Он тратил огромные суммы на одежду,поездки,развлечения.Она погашала его счета,нередко оплачивавшие прихоти очередной любовницы неверного друга.В знак благодарности Габриэль отдавал ей лучшие роли в своих пьесах,и Элеонора исполняла их с непревзойдённым блеском.Именно она украшала своей игрой театральные постановки д'Аннунцио.Но разрыв всё равно был неизбежен.Он произошёл в 1904 году. Расставание было мучительным для неё,а для него —привычным и обыденным. Д'Аннунцио покинул Элеонору,которая казалась ему теперь старой и вздорной женщиной.Во всеуслышание он объяснял свой уход грубыми и порой непристойными выражениями.Дузе в свою очередь утверждала,что презирает его и не желает слышать его имени,а потом добавляла: «Он мне отвратителен.Но я обожаю его».

В 1912 году,уже через много лет после разрыва с Дузе, д'Аннунцио получит в Париже достойный урок от знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан.Та поклялась проучить его из женской солидарности с Дузе. «Я оказала ему сопротивление из-за своего преклонения перед Дузе,—признавалась намного позже Дункан,—я решила,что буду единственной женщиной,которая выстоит перед ним».

Американка сдержала слово,не поддалась чарам скандального итальянца,измучила его,довела до исступления.В надежде и предвкушении ночи с танцовщицей д'Аннунцио приходил в её номер в полночь.Как и другим желанным женщинам,он посвящал Айседоре стихи,осыпал комплиментами и подарками.Искушённая обольстительница танцевала перед ним и,когда её ночной гость,сгорая от страсти,на коленях умолял позволить ему остаться с ней на ночь,Дункан решительно выставляла его за дверь.Так продолжалось несколько дней,до тех пор,пока танцовщица не покинула Европу. - Именно дружеская поддержка великой Элеоноры Дузе помогла Айседоре вернуться к своему искусству после пережитой ею трагической гибели детей.

Айседора Дункан достигла элегантности гораздо большей,чем просто яркая женщина.Она была «богиней»,иконой стиля.И сама жизнь танцовщицы и вокруг неё была особенной и необычной.

Её сын Патрик Дункан малышом принял участие в рекламе мыл,его милое детское лицо было известно всему миру: очаровательный малыш с кудряшками,весь в мыльной пене.

Мужья Айседоры - очень известные в мире люди: театральный художник,режиссёр Гордон Крэг,миллионер Парис Зингер, гениальный русский поэт Сергей Есенин.

Впервые выйдя на сцену в пятилетнем возрасте,к двадцати четырем годам Гордон Крэг уже считался одним из самых популярных в Англии актеров,имея в своем репертуаре десятки ролей,среди них — шекспировских Гамлета,Макбета,Ромео,Петруччо.Однако,вскоре он предпочел актёрское ремесло режиссуре,сценографии и театральной теории.Такие метаморфозы Крэг совершал на протяжении всей жизни,легко и быстро достигая славы и так же легко от неё отказываясь.В декабре 1904 года в Берлине Крэг познакомился и сблизился с Айседорой Дункан.Айседоре 29 лет,она известная танцовщица,Гордон на 6 лет старше,и он не так удачлив в творческой карьере.Их свёл не случай,а общий художнический взгляд,в частности,на декорации.Оба,независимо друг от друга,придумали голубые занавеси,как основные декорации для сцены.Гордон был взбешён,когда после концерта танцовщицы ворвался в её гримёрную с обвинениями:«Мисс Дункан!Вы украли мои декорации!»Но всё разрешилось мирно,когда Айседора сказала,что эти декорации придумала в пятилетнем возрасте.Читаем у Крэга: «Над действом - небо..,с которого всё начиналось и которым кончалось.Небо - свидетель рождения и гибели,радости и страдания человечества».

В Гордоне Крэге Айседора нашла,казалось,всё,что ей было нужно:красоту,перед которой она преклонялась,ум,который она ценила,огромный талант,которым она восхищалась,и главное —понимание и трепет перед её собственным талантом.Крэгу не спешили предлагать работу—как не считающийся с авторитетами скандалист,он был известен не меньше,чем талантливый актёр и режиссер,в общем,с деньгами у него было туго.Айседора взяла его в свою труппу администратором и от большой любви закрывала глаза на то,что Крэг практически не занимался делами,а лишь писал или рисовал— ведь рисовал он её,и его стихи были о ней.Они объездили пол-Европы,и везде её принимали с восторгом… а его — лишь с интересом (подобное повторится с Есениным).Айседора,свято уверенная в гениальности Крэга,рекомендовала его режиссерам и антрепренерам,помогла в организации выставок его рисунков,а в один прекрасный момент объявила ему,что ждёт ребенка.Правда,его реакция была не такой,как ожидала счастливая Айседора: у него уже было восемь детей,и радости отцовства давно ему надоели.

Ей были нужны деньги — для школы,для семьи,для самого Гордона… Она танцевала,пока могла —гастроли в России,Германии,Англии,а 24 сентября 1906 года у неё родилась дочь,которую назвали ирландским именем Дейдре.

Айседора горячо рекомендовала Крэга как режиссера и декоратора сначала Элеоноре Дузе (правда,их творческий альянс оказался кратковременным),потом Станиславскому(вместе с которым они осуществили постановку шекспировского «Гамлета» в Москве).

Искусство Айседоры Дункан помогло режиссеру приблизиться к овладению тайнами действия и движения на сцене.В ней его пленяла безукоризненная гармония,умение существовать в музыке :«Новое звучание музыки,и она словно вырывается из неё,а музыка бросается вслед за ней,потому что танцовщица—уже впереди музыки».Когда Крэг наблюдал,как танцует Айседора,в его воображении вставали образы Земли,Воздуха,Огня,Воды,вечные в своей простоте и великие в бессмертии.Он писал,что все движения танцовщицы служили одной цели - «дать выход духовному началу»... Благодаря искусству Дункан,Крэг увидел то,что он называл чистым движением - один из самых существенных составляющих искусства театра,как он это себе представлял.

Наряду с грандиозными архитектурными конструкциями на рисунках Крэга всё чаще стала появляться задрапированная лёгкими тканями женская фигура,будто остановленная в момент движения.Художник создаёт несколько графических портретов Айседоры в 1905 году,на которых перед зрителем предстаёт образ женщины будущего,в 1906 году издаёт в Германии альбом «А.Дункан.Шесть движений».

Крэг - в восторге от Дункан: «Вдохновение силой 1000 вольт в секунду исходило от мисс Дункан.И я вновь жив (как художник)благодаря этому».1905 г.

Вместе с Дункан Крэг объехал многие страны Европы,познакомился с выдающимися людьми своего времени.В Дюссельдорфе,Берлине и Кельне состоялись выставки его рисунков.В 1905 году вышло в свет сначала на немецком,а затем на английском и других языках первое теоретическое сочинение Крэга «Искусство театра».Здесь впервые сформулированы три важнейших компонента театральной теории Крэга — действие,сверхмарионетка,маска.

Его личные дела оставались запутанными. 3 января 1905 года скрипачка Елена Мео произвела на свет сына— Эдварда Крэга,а 24 сентября 1906 года уже Айседора родила дочь Дейдре.Но на Айседоре Крэг так и не женился,предпочёл остаться в браке Еленой Мео.

В 1907 году выходят программные статьи Крэга «Артисты театра будущего» и «Актёр и сверхмарионетка».Он считает,что режиссёр должен быть полностью самостоятельным творцом,как дирижёр,которому послушна,и музыка,и оркестр.Его раздражает необходимость следовать сюжету пьесы,авторские ремарки —полный вздор. - В 1907 году выходит в свет книга Дункан «Танец будущего».

Всю жизнь Гордон Крэг мечтал об идеальном актёре для условного,поэтического театра— театра символов.Отсюда родилась идея сверхмарионетки.Это сложное понятие,во многом противоречивое.По мнению режиссёра,идеальный актёр должен отказаться от многообразия мимики,присущей непосредственному переживанию чувства,и оставить в своей художественной палитре только символы. Эти символы превращают лица актёров в маски.- Актёр стирает свою сценическую индивидуальность,становится сверхмарионеткой.Именно в выражениях маски Крэг видел подлинность чувства и искусство... Символы нужны были Крэгу для создания философских,эстетических конструкции,возникающих из реальности и в то же время возносящихся над ней.Символизм,по его мнению,составляет самую суть театра.

Один из важнейших моментов в теории Крэга— реформа сценического пространства.Прежде всего,он хотел вернуть в театр архитектуру,заменить плоскость объёмом. В 1907 году режиссёр начал использовать ширмы — закрепленные на шарнирах плоскости. Легкие,подвижные,при перемещении они мгновенно,на глазах зрителей меняли вертикальные линии сцены,её объём.

Дункан с благоговением относилась к искусству Крэга: «Ты открыл мне высший смысл красоты... Без тебя я всё равно,что земля без солнца... Я верю всем существом в твой театр и в тебя». Она посещает практически все выставки гравюр художника и считает,что его работы серьёзно расширили кругозор её представлений об искусстве.Гордон Крэг интересен для Айседоры как художник.«Опыты» французского философа позднего Возрождения Мишеля Монтеня - настольная книга Крэга.Он увлекался художниками –Веласкесом,Рембрандтом,Курбе,Ван Гогом,Гогеном,Матиссом,Пикассо. Гордон Крэг покоряет танцовщицу и своим взглядом на искусств других художников:«Рембрандт - прирождённый драматург, хотя он не пишет слов». Музыку Баха Крэг считал «более великой,чем все проповеди в мире,произнесённые священниками,святыми или писателями».

Годы близости с Дункан (1904-1907) для Крэга стали переломными: он всё более утверждался в мысли,что динамику действия на сцене,равно как и само действие,обусловливает в первую очередь актёр.

Он прожил 94 года,и,хотя поставил всего полтора десятка спектаклей (большая их часть к тому же провалилась),по праву заслужил титул подлинного авторитета в театральном мире.Его колоссальное влияние на мировое искусство было в высшей степени бескорыстным.

Сохранилось 200 писем Дункан к Крэгу и несколько десятков писем Крэга к Дункан.Письма они писали друг другу,находясь даже в непродолжительной разлуке.Письма эти насыщены ссылками на философов,художников,писателей,учёных,как современных,так и прошлых веков.Айседора цитировала Гёте и Данте.Особенный интерес проявляла и к русской литературе - Чехову,Тургеневу,Толстому,Горькому.

Находясь вместе 1904-1907 г.,и Крэг,и Дункан,были очень заняты напряжённым и деятельным осмыслением своего художественного опыта. - Оба шли к новому художественному синтезу в искусстве.

В Париже танцовщица встретила Париса Юджина Зингера,сына известного промышленника- производителя швейных машинок,одного из самых богатых людей Европы. Зингер предложил взять на себя расходы по содержанию школы Дункан, чтобы та могла спокойно создавать новые танцы.Зингер преподносил роскошные дары.Пожалуй,впервые Айседора могла не думать о деньгах.Приемы,маскарады, дорогие ужины во время дивных путешествий.Сын Патрик был самым дорогим подарком. Она снова держала на руках младенца.Только вместо белого, дрожащего от ветра домика был роскошный дворец,а вместо мрачного беспокойного Северного моря – голубое,Средиземное.На одном из костюмированных балов в студии парижского дома Зингер приревновал Айседору. Бурные выяснения отношений закончились его отъездом в Египет и отказом от строительства театра для Айседоры. Айседора находила успокоение в общении со своими детьми. Дейдре и Патрик были влюблены в свою мать, любили бывать на её концертах.

Круг общения Айседоры всю творческую жизнь - элита эпохи. Скульпторы - Огюст Роден, Эмиль Антуан Бурдель,Конёнков. Композиторы - Клод Дебюсси, Невин,венгерский дирижёр и педагог Артур Никиш (в Лейпциге она выступает под аккомпанемент самого Никиша,восторженно свидетельствовавшего,что «Айседора Дункан делает музыку прозрачной»),известный дирижёр Вальтер Дамрош (в гастрольных турах Дункан по Америке,выступал с ней,дирижировал оркестром Нью-Йоркской филармонии).Великие балерины - Мотильда Кшесинская,Анна Павлова. Шотландский поэт Макдугалл Аллан Росс,один из близких друзей,её личный секретарь в 1916-1917 годах,который вместе с Ирмой Дункан написал книгу«Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции»,изданную в 1929 году в Лондоне и в Нью-Йорке; Франц Элленс,один из самых лучших переводчиков русской поэзии,в частности стихов Сергея Есенина,на французский язык; еврейский немецкоязычный поэт и переводчик Пауль Целан. Известные художники – Эжен Карьер,Жорж Якулов; Леон Бакст. Режиссёры: Г.Крэг,К.Станиславский. Знаменитые импрессарио: Александр Гросс, Соломон Юрок (в 1921—1927 гг. Юрок был также менеджером американских гастролей Фёдора Шаляпина,организовывал выступления в США Анны Павловой).

Искренняя дружба связывала Айседору со вдовой композитора Рихарда Вагнера - Козимой Вагнер. Дункан высоко ценила её расположение:« Я никогда не встречала женщины,которая произвела бы на меня такое впечатление своим высоким умственным горением,как Козима Вагнер с её величественной осанкой и высоким ростом,глазами редкой красоты,немного слишком выдающимся для женщины носом и лбом,излучавшим глубокую мысль.Она разбиралась в самых сложных философских вопросах и знала наизусть каждую фразу и ноту своего великого мужа.О моём искусстве она говорила в изысканно-теплых хвалебных выражениях». Композитор Рихард Вагнер имел отрицательный взгляд на балетную школу и костюмы,именно Козима поведала Айседоре,как,по его мнению,должны были быть поставлены «Вакханалия» и «Танец цветочных дев» и о невозможности осуществления его мечты берлинской балетной труппой,приглашенной в Байрот.

Французский модельер Поль Пуаре,создаваший костюмы для театра и кино,совершивший настоящую революцию в дамских нарядах,одевал самых знаменитых женщин эпохи,в том числе и Айседору Дункан. – Его показ мод в 1905 году помог женщинам отказаться от корсетов в пользу платьев рубашечного покроя. Удобные платья Пуаре ( в виде туники,пеплоса,кимоно) завоевали всю Европу.Испанский дизайнер одежды Мариано Фортуни,владелец собственного модельного дома с 1906 по 1946 годы,запатентовавший способ плиссировки шёлка,которая с тех пор носит название «плиссировка Фортуни».Создатель платьев «дельфос».Ткани,платья и светильники с абажурами из набивных тканей М.Фортуни представил публике в 1911 году на Выставке декоративного искусства в Париже,где они имели большой успех.Кроме плиссированных платьев,Фортуни выпускал платья-туники из набивных тканей,пальто-халаты,жакеты и накидки.В 1913 году в Париже и Лондоне были открыты бутики,продававшие платья и ткани Фортуни. В 1919 г. он наладил производство эксклюзивных набивных тканей в Венеции (в 1930 г. фабрика была закрыта. С 1934г. работал театральным художником).

Танцовщица чувствовала себя неизменно легко и комфортно среди людей,представлявших творческую богему. Талант,редкостный эстетический вкус,знания,широта эрудиции,изысканные манеры,интеллигентность Айседоры делали её желанной гостьей в студиях художников и скульпторов,в домах известных музыкантов,композиторов,актёров,во дворцах аристократов,на вечерах элиты общества в разных странах мира.

В Москве она часто бывала в гостях в мастерской театрального художника Георгия Якулова (Жоржа Великолепного),в студии скульптора Сергея тимофеевича Конёнкова.

Без труда дом на Пречистенке Айседора сделала салоном для творческой элиты Москвы.Она,эта выдающаяся женщина,блиставшая остроумием,талантами и красотой,была «царицей салона». - Почти всегда Айседора была единственной женщиной среди окружавшей её богемы,на вечерах у неё дома.Она была в центре внимания.Есенин гордился Айседорой,её танцами,её даром покорять и объединять вокруг себя людей искусства,гордился своей мужской властью над ней. Айседора нравилась ему как хозяйка дома,как женщина,жена,как талант и яркая личность.Её стиль жизни был родом из его мечты,поэтому и сама Айседора подсознательно была для Есенина символом воплощённой мечты.Он много мечтал о такой семье.

Раз в две недели Дункан устраивала вечер с блинами и икрой для всех своих друзей.На Пречистенку с Есениным гости могли появляться,и среди ночи,и под утро.Такое было не редко.Айседора не упрекала мужа за это,а распоряжалась,чтобы Жанна подавала на стол.Бывали случаи,когда для Сергея и его гостей выпекались блины и в 4 утра,по его возвращении домой. - Дункан становилась русской в своих манерах:в Европе прислугу в ночное время никто не беспокоил.

Личную свою жизнь А.Дункан вела в России на собственные деньги - на привезённые с собой доллары,о чём есть документальные свидетельства,в частности - Наркома просвещения А.Луначарского: «Личную свою жизнь она (Дункан – Г.П.)вела исключительно на привезенные доллары и никогда ни одной копейки от партии и правительства в этом отношении не получала.Это,конечно,не помешало нашей подлейшей реакционной обывательщине называть её «Дунька-коммунистка» и шипеть о том,что стареющая танцовщица продалась за сходную цену большевикам.Можно ответить только самым глубоким презрением по адресу подобных мелких негодяев».

06.11.16 22:21
44

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!