научная статья по теме ИСТИННОЕ ЛИЦО САПЕРА В АФРИКАНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТИННОЕ ЛИЦО САПЕРА В АФРИКАНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ»

КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО

ИСТИННОЕ ЛИЦО САПЕРА

В АФРИКАНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ДИСКУРСЕ

Н.С. НАЙДЕНОВА

Кандидат филологических наук Российский университет дружбы народов

Ключевые слова: Тропическая Африка, африканская литература, субкультура sape

С древних времен люди «встречали друг друга по одежке» - каждая народность выработала свои особенности костюма, по которому легко можно определить статус человека в обществе. Одежде и аксессуарам как форме самовыражения всегда уделяли повышенное внимание. По мнению французского исследователя Р.Барта, вестимен-тарный код* представляет собой знаковую систему, в которой отношение между одеждой и внешним миром, постулирующее эквивалентность зримого и незримого, поддается лишь одному применению - своеобразному прочтению1. Одним из наиболее наглядных способов подобного прочтения является анализ художественного дискурса, так как вербальные знаковые системы доминируют над любыми невербальными кодами. В настоящей статье предпринята попытка интерпретации африканского (а именно конголезского) вестиментарно-го кода, присущего субкультуре sape (сап), сквозь призму художественного текста, обладающего определенной лингвокультурологической спецификой.

ОБЩЕСТВО СВЕТСКИХ ЭЛЕГАНТНЫХ ЛЮДЕЙ: ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ

Предпосылки возникновения субкультуры sape появились еще в 1920-х гг., когда выходцы из обоих Конго, сражавшиеся в рядах французской и бельгийской армий во время Первой мировой войны, возвращались на родину, принося с собой в качестве трофея настоящую европейскую одежду2. Помимо цвета кожи, именно одежда представляла собой один из главных отличительных признаков колонизаторов, а значит, являлась символом богатства, изысканности и элегантности. Переняв европейскую моду, юные конголезцы надеялись за счет внешнего вида повысить свой авторитет среди со-

* Вестиментарный (от лат. vestimentum) - имеющий отношение к одежде.

отечественников и обрести «колонизаторскую» уверенность в себе. Увлечение sape представляло собой и своеобразную форму протеста против введенного диктатором Мобуту обязательного ношения традиционного африканского костюма - abacost (от франц. À bas le costume européen - Долой европейский костюм)3.

Более-менее организованные черты субкультура sape обрела в 1970-х -1980-х гг. в городе Браззавиле (Республика Конго) и вскоре стала очень популярной и за его пределами, в частности, в Киншасе, столице тогдашнего Заира4. Именно там стали появляться организованные группы так называемых саперов (sapeurs) - молодых людей, возведших в абсолют культ дизайнерской одежды и устраивавших по выходным показы мод. По результатам дефиле выбиралась самая «модная» (sapé) в городе группировка.

Показы мод проходили по заранее установленному ритуалу: участники собирались в баре, где их уже ожидала публика. Важную роль играла не только одежда, но и манера держаться, мимика, походка, умение двигаться и танцевать и, конечно, мастерское владение словом. Соперничающие группировки подсылали друг к другу «шпионов», чтобы узнать замыслы противника и в соответствии с этим изменить концепцию своего внешнего вида и поведения. Единственной страстью саперов являлась одежда престижных марок, единственной мечтой -любой ценой оказаться в Париже. Для достижения этих целей были хороши любые средства, в том числе и не самые благовидные.

Что касается самого происхождения неологизма sape, то существует несколько вариантов его происхождения. Одни исследователи связывают его с исконно французской арготической (жаргонной) лексической единицей sape (одежда) и ее производными (se saper - одеваться, les sapes - «шмотки»)5. Другие приписывают его изобретение Кристиану Луба-ки, в 1970-х гг. работавшему слугой в доме парижских аристократов.

Однажды хозяин дома попросил Кристиана примерить свои наряды, чтобы посмотреть, как они выглядят со стороны. Глядя на своего слугу, он сказал: «Tel que tu t'es habillé tu vas saper le moral de tes amis» («своим видом ты обескуражишь своих друзей»). Так как Кристиан Лубаки был неграмотным, он по-своему истолковал использованный его хозяином глагол saper (saper le moral - обескуражить) и, приехав в Конго на каникулы, заявил, что он одет лучше всех (le mieux sapé)6. Позднее, образованное от глагола имя существительное sape превратилось в аббревиатуру, которая расшифровывается как Société des Ambianceurs et des Personnes Élégantes (Общество светских элегантных людей).

В отличие от рэперов афроамериканского происхождения, которые тоже любят экстравагантные наряды, сапер - в первую очередь пацифист, и может

Основы саперологии впитывают не с молоком матери, а с дымом сигары отца - непременного атрибута истинного сапера.

участвовать только в словесных состязаниях или соревноваться в ходе модных дефиле.

В среде саперов действуют строгие правила, регламентирующие внешний вид, походку, поведение и речь. Каждый цвет несет определенную смысловую нагрузку: красный символизирует воинственность, белый - мир, синий - согласие и искушение, фиолетовый - духовность. Не меньшую важность играют и аксессуары: галстук или бабочка, карманный платок, гармонирующий с рубашкой, пояс, часы, подтяжки, солнечные очки престижной марки, сигара и т.д. Вот типичное описание саперов, метко подмеченное авторами книги «Записки о Парижской Африке»: «Вокзал Сен-Лазар, выход «Е» на платформу пригородных поездов. Пара жизнерадостных молодых людей идет решительным шагом. Два современных денди, истинные саперы, настоящие любители легкой жизни. На одном куртка из тонкого сукна с ярко-красными петлицами и темно-синие брюки с массивной цепью, розовые конверсы (кеды фирмы Converse. - Н.Н.) в клетку, шикарная клетчатая кепка, серая рубашка из поплиновой ткани; на другом -ярко-зеленые мешковатые брюки, серебристые кон-версы в клетку, боксерская куртка из 100% овечьей

Настоящий сапёр всегда в костюме.

шерсти, оранжевый шарф Hermès, подходящая по цвету толстовка с капюшоном, двухцветная спортивная кепка и навороченные наушники в придачу. Сплошные дизайнерские лейблы!»7

Субкультура саперов характеризуется наличием собственного жаргона. Значительное место в нем занимают заимствованные лексические единицы: например, ntelo, nkelo (из яз. лари) - состязание в ораторском искусстве, miela (из киконго) - умение держаться. Используются и собственно французские слова, изменившие свое значение (descente - исх. фр. десант - визит сапера на родину, réglage - исх. фр. наладка - подбор одежды) или приобретшие определенную коннотацию (aventure - исх. фр. авантюра -переезд в Париж). Для обозначения некоторых явлений могут использоваться как собственно французские, так и заимствованные лексические единицы: человек, не умеющий элегантно одеваться -ngaya (из лингала) и taureau (исх. фр. бык), прокат

Сапёр - это состояние души, а не кошелька.

модной одежды - mudungu (из ки-конго*) и mine (исх. фр. шахта).

За время своего развития правила поведения саперов претерпели определенные изменения. Менялась и лексическая единица, служащая для номинации приверженцев данной субкультуры. Конголезский писатель Ален Мабанку описывает эволюцию термина «сапер» в романе «Триколор» следующим образом: «Сначала нас называли борцами (lutteurs), но, к сожалению, это слово употреблялось с негативным оттенком брутальнос-ти и битвы, в то время как мы стремились лишь к изысканности, элегантности и красоте. Затем нас стали называть плейбоями. Но это звучало слишком по-английски или по-американски. Сегодня нас называют саперами, и я доволен этим. <...> Мы любим светскость, красивую жизнь. <...> Сегодня, видимо, и термин «сапер» изживает себя, и нас стали называть «парижанами» (Parisiens)»8.

СЕРЬЕЗНО О НЕСЕРЬЕЗНОМ

Субкультура sape явилась предметом социологических исследований. Например, Жюстен-Даниэль Гандулу дает ей в своей книге «Между Парижем и Конго» такое определение: «Термин Sape имеет арготическое происхождение и используется для обозначения стиля одежды, отличающегося престижем и элегантностью. Это слово также обозначает Общество светских элегантных людей (SAPE). Придерживается подобного стиля очень малая доля молодых конголезцев, которых называют саперами (sapeurs), - это в основном городские жители. Sape для этих молодых людей - символ Запада, а, значит, и успешности, и представляет собой отдельно взятую систему ценностей. Для них важны исключительно внешние качества - они стремятся перенять внешние атрибуты успеха, потешить ими собственное тщеславие, утвердиться за счет них в обществе и усилить тем самым влияние своей «референтной группы»9. Исследователь говорит об огромном противоречии между стремлением саперов подражать своим кумирам, создавая видимость роскоши и успешности, и реальными условиями их существования. Он называет саперов, эмигрировавших в Париж, авантюристами (avеnturiers), эволюционирующих по одной и той же схеме: конголезский сапер -авантюра (путешествие в Париж) - парижский аван-тюрист10. Как только они собирают необходимую сумму денег на билет (или нелегальную переправку) в Париж, они отправляются туда и ютятся, где,

* Языки киконго, лари и лингала широко распространены в ДРК и Республике Конго, из них происходит большинство заимствований во французском языке саперов.

Настоящими сапёрами не становятся, а рождаются.

попало, тратя добываемые всеми правдами и неправдами финансовые средства на дизайнерские костюмы, галстуки, туфли, аксессуары и отбеливание кожи.

Однако, как отмечает антрополог Брис Ауну, если «экзамен» на звание сапера «сдается» обязательно в Париже, то официальное причисление к числу элегантных «аристократов» происходит именно на родине, что наглядно иллюстрирует следующий фрагмент: «На стене в кухне над раковиной Фред пришпилил кнопкой свой план действий: остается 59 дней до отлета в Браззавиль. 59 дней, чтобы правильно воспользоваться косметическими продуктами и впечатлить весь город своим классом и светлым оттенком кожи. Главное - добиться правильного сочетания косметических продуктов: смешать средство для мытья посуды Paie citron с продуктами для осветления кожи, добавить одну или две капли жавелевой воды,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком