ENG
         

Осин Евгений Николаевич - кандидат психологических наук, заместитель декана факультета пихологии ВШЭ

Публикации
  1. + Общество, отчуждение и смысл жизни

    Как отмечает У. Джеймс, содержания культуры — идеалы, смыслы и ценности — могут наделять жизнь смыслом, но лишь в том случае, если человек вкладывает свои силы в дело их осуществления. Отчуждение проявляется в неспособности людей распознавать смыслы и ценности как возможности, существующие в реальных ситуациях. Сознательные представления человека о ценностях и смысле жизни могут быть внешними, отчуждёнными от его реальной деятельности объяснениями, мотивировками. Исторические корни понятия отчуждения лежат в иудео-христианской традиции и философии Платона. В философской системе Гегеля отчуждение занимает центральное место и рассматривается, с одной стороны, в связи с опредмечиванием (дух отчуждает себя в природе и, созерцая себя во внешней форме, приходит к осознанию своей сущности), и, с другой стороны, как несоответствие между родовой сущностью и эмпирической (индивидуальной) сущностью человека. Уже Гегель описывает ситуацию «порочного круга»: смысл действия не дан человеку в момент его осуществления, он осознаётся лишь postfactum, поэтому людям следует действовать, отбросив размышления.

  2. + Отчуждение как психологическое понятие

    Проблема отчуждения активно обсуждалась философами, начиная с Гегеля, однако в круг общеупотребительных психологических понятий этот термин по-настоящему так и не вошёл. Как отмечает Р. Шэхт, различные авторы говорят об отчуждении применительно к столь разным феноменам, что обсуждение отчуждения вообще, без ответа на вопрос о том, кто и от чего отчуждается, является непродуктивным. Действительно, единое содержание понятия «отчуждение», объясняющего широкий круг экономических, социальных и психологических феноменов, задаётся исключительно его теоретической интерпретацией. Наиболее хорошо известна предложенная Марксом и разработанная во Франкфуртской школе концепция отчуждения, согласно которой отчуждённый характер труда как основной деятельности человека (когда та объективно выступает средством для удовлетворения биологических и социальных потребностей человека, а не его целью, реализацией его творческих сил) ведёт к отчуждению человека от процесса и продукта труда, от родовой сущности, от других людей и от самого себя. В то же время, понятие отчуждения широко использовалось и в экзистенциальной философии несколько отличным, но вполне определённым образом: с одной стороны, как отчуждение человека от внешнего мира (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), и, с другой стороны, как заброшенность, отчуждение человека от Бытия, которое представляет собой его потенциальную возможность (М. Хайдеггер). Отдельный интерес представляет собой феномен отчуждения в языке, о котором говорят представители обеих традиций (Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.).

  3. + Смыслоутрата и отчуждение

    Понятие смысла к настоящему времени обрело признание в качестве одного из ключевых общепсихологических понятий как в экзистенциальной и культурно-исторической традициях, в которых оно получило очень глубокую проработку на протяжении десятилетий (см. Леонтьев, 1999), так и за их пределами. В экзистенциальной психологии и психотерапии большое внимание уделяется также феномену смыслоутраты, или экзистенциального вакуума (В. Франкл) — переживания дефицита обеспеченности жизни личности смыслом, влекущего за собой целый ряд патологических и «метапатологических» проявлений и следствий (см. Франкл, 1990; Ялом, 1998; Maddi, 1967 и др.). В культурно-исторической традиции, напротив, феномен смыслоутраты не получил сколько-нибудь развернутого теоретического обоснования.

  4. + Аутентичность

    В общем кругу психологических понятий основные понятия экзистенциальной психологии занимают особое место. Так, например, свобода и ответственность не являются «функциями» человеческой психики в привычном понимании, такими как восприятие или память. Скорее это общие, интегральные характеристики процесса человеческого бытия, взаимодействия человека с миром. Из одной только внешне наблюдаемой структуры действия невозможно вывести непосредственно и достоверно, является ли оно свободным; невозможно сказать, что одни действия являются по природе своей более, а другие — менее свободными. Однако и основываясь на самоотчете человека, который осуществляет действие, также невозможно достоверно утверждать, является ли это действие проявлением его свободной воли, и принимает ли он на себя ответственность за последствия этого действия. Экзистенциальный анализ любого конкретного действия невозможен без анализа общей структуры бытия человека, без выделения тех базовых отношений к миру, которые он осуществляет в своей жизни. Только описав эти общие характеристики бытия, мы можем определить место конкретного действия в этом процессе (с какими другими действиями оно связано смысловыми связями, какое изменение оно вносит в «общую направленность» жизни), чтобы как-то говорить о том, насколько свободным был субъект в момент его осуществления. И все же, даже проделав этот анализ, мы не сможем достоверно утверждать что-либо, не будучи включенными в процесс бытия, который мы анализируем

    http://institut.smysl.ru/article/osin.php
  5. + Возможности эмпирического исследования личностного потенциала

    Под личностным потенциалом (ЛП) мы понимаем интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» (Леонтьев, 2002). Эта проблема разрабатывалась под разными терминологическими обозначениями (сила Я, сила воли, саморегуляция, жизнестойкость и др.). При всей очевидной ее актуальности разработку проблемы затрудняет теоретическая непроработанность конструкта личностного потенциала и методологические трудности его операционализации. Так, налицо явная социальная желательность практически всех характеристик, которые могут быть отнесены к ЛП. Личностный потенциал связан не только с чертами характера, но и не в последнюю очередь с определёнными содержательными характеристиками личности (убеждениями, ценностями, смыслами), однако наличие у человека последних ещё не говорит об уровне ЛП: нет гарантии, что в ситуации, когда ценности окажутся под угрозой, он поведёт себя в соответствии с ними. В свете этого наиболее адекватной задаче диагностики ЛП выглядит методология экспериментального исследования. Однако эмпирическое исследование ЛП может опираться и на методы субъективного самоотчёта, при надлежащем учёте фактора социальной желательности.

    // // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 259-260.

    http://institut.smysl.ru/article/lp.php
  6. +Два аспекта одиночества: эмпирический анализ[недоступно]

    В докладе представлены первые результаты разработки методики "Дифференциальный опросник переживания одиночества" (опубликован: см. Осин, Леонтьев, 2013).

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/8/14443837836de15816d57f526c10e70409c40ed54e/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%202006.pdf
  7. +Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства[недоступно]

    В статье описаны результаты разработки методики " Дифференциальный опросник переживания одиночества " (ДОПО-3). Методика создана на основе авторской модели отношения к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводит к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста. ДОПО-3 состоит из 40 (краткая версия - из 24) утверждений, сгруппированных в 3 шкалы, измеряющих переживание одиночества и два аспекта отношения к нему: позитивное одиночество и зависимость от общения. При разработке методики использовано несколько выборок общим объемом более 2500 респондентов. Шкалы методики надежны (α в диапазоне 0,81-0,90), структурная валидность подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа. Конвергентная и дискриминантная валидность установлена путем анализа связей шкал с показателями субъективного благополучия, осмысленности жизни, экстраверсии, мотивации аффилиации, субъективного отчуждения. На основе кластерного анализа шкал ДОПО выделены и описаны 4 качественно специфических типа отношения личности к проблеме одиночества. Ключевые слова: позитивная психология; субъективное благополучие; одиночество; уединение

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283223356/Osin_Leontiev_10-01pp55-81.pdf
  8. +Жизнь со смыслом и без него: индивидуальные стратегии выстраивания жизни[недоступно]

    Представлены результаты эмпирического исследования индивидуальных различий в стратегиях выстраивания жизни на выборке взрослых (N=122) с использованием личностно-ориентированного подхода. Выделены 5 стратегий, демонстрирующих достоверные связи с рядом показателей психологического благополучия.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/chapters/157061963
  9. +Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS[недоступно]

    В статье представлены результаты разработки методики "Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта" (ШПАНА) на основе англоязычной методики PAN AS. Кросс-культурная эквивалентность краткой версии методики из 20 утверждений проверялась с помощью мультигруппового конфирматорного факторного анализа с использованием данных англоязычной (N = 450) и русскоязычной (N = 475) выборок. Показана сопоставимость двух методик на уровне эквивалентности единицы измерения. Методика ШПАНА показывает высокую надежность и предсказуемые связи с другими шкалами субъективного благополучия. Обсуждаются культурные и гендерные различия в показателях негативного и позитивного аффекта. Представлены также данные о латентной структуре набора из 57 русскоязычных дескрипторов эмоций, сопоставимого с расширенной версией методики PANAS-X. Ключевые слова: PANAS, диагностика эмоций, шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта (ШПАНА), кросс-культурная эквивалентность, конфирматорный факторный анализ. В данной научной работе использованы результаты проекта "Позитивная психология как подход к исследованию и экспертизе качества жизни", выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 г.

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 4. С. 91-110.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/1367996720b645c3061c468c4ea35d89cd30d0ded4/%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B8%
    http://psy-journal.hse.ru/data/2012/12/25/1301913416/9-04_.pdf
  10. +Личностный потенциал. Структура и диагностика[недоступно]

    Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала - системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности. Авторский коллектив: А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а "Структура и диагностика личностного потенциала" Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д

    В настояще время публикация недоступна.
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400/readhtml
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400
  11. +Одиночество как экзистенциальный вызов: эмпирическая типология индивидуальных реакций[недоступно]

    Для изучения индивидуальных различий в отношении к оди­ночеству и их связи с переживанием ситуаций уединения и личностной зрелостью мы провели онлайн-исследование, в котором приняли участие 215 респондентов, 170 женщин и 45 мужчин, в возрасте от 18 до 60 лет. Респонденты заполняли Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО: Осин, Леонтьев, 2013), Шкалу экзистенции А. Лэнгле (Кривцова, Яэягле, Орглер, 2009), Тест незаконченных предложений Вашингтонского уни­верситета Дж. Левинджер (Леонтьев, 2011), измеряющий уровень развития эго, а также авторскую анкету, направленную на изуче­ние переживания ситуаций уединенности

    // Шестая Всероссийская научно-практическая конференция по экзис­тенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Ле­онтьева, А.Х. Фам. - М.: Смысл, 2016. - 128 с.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/en/chapters/185634736
  12. + Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения

    Экзистенциальная психология связана с определённым мировоззрением, которое оказывает преобразующее воздействие как на жизнь и личность клиента в процессе работы с ним, так и на жизнь и личность психолога. Второе оказывается если не более интенсивным то, как минимум, более продолжительным по времени: не месяцы терапии, а годы жизни терапевта или консультанта. Рассматривая экзистенциальное мировоззрение как специфический и не особенно распространенный способ проживания индивидом собственной жизни, можно поставить задачу изучения индивидуальных особенностей носителей этого мировоззрения, в первую очередь экзистенциальных психологов и психотерапевтов.

    // // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). С. 121-130.

    http://institut.smysl.ru/article/pe.php
  13. +Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием?[недоступно]

    В главе обсуждаются гедонистический и эвдемонический подходы к определению счастья в позитивной психологии, обосновывается важность изучения имплицитных концепций счастливой и осмысленной жизни для понимания сути соответствующих субъективных феноменов. Результаты исследования имплицитных концепций счастливой и осмысленной жизни на выборке из 122 респондентов свидетельствуют о содержательных различиях между этими имплицитными концепциями и о связях их отдельных составляющих с показателями счастья, поиска смысла и осмысленности жизни по данным психометрических методик.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/chapters/63369227
  14. + Разработки методики дифференциальной диагностики рефлексивности

    РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва) С тех пор, как понятие о рефлексии как о внутреннем отношении сознания к само-му себе было введено Дж. Локком, в философии и психологии возникло множество раз-личных представлений о рефлексии, рассматривающих её феномены с разных сторон и подчёркивающих их позитивные и негативные последствия. Наиболее ярко идея о позитивной роли рефлексии в становлении личности звучит в работах С.Л. Рубинштейна [1]. По его мнению, исходно человек существует "внутри жиз-ни", устанавливая отношение к её отдельным явлениям, но не к жизни в целом: будучи неспособным выйти за её пределы, человек ведёт жизнь, сравнимую с природным процес-сом. Возникновение рефлексии позволяет человеку прервать цепь детерминации явления-ми своего жизненного мира и занять позицию по отношению к жизни; согласно С.Л. Рубинштейну, именно становление рефлексии является решающим, поворотным мо-ментом, который даёт человеку возможность сознательно строить собственную жизнь. Присущая развитому человеческому сознанию способность к рефлексии выступает одной из ключевых предпосылок перехода от режима детерминированности к режиму са-модетерминации: бытие определяет неразвитое сознание, но развитое сознание может на-чать со своей стороны определять бытие...

    http://creativity.ipras.ru/texts/leontiev_lapteva_2009.pdf
  15. +Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника "профиль личностных достоинств"[недоступно]

    В последние годы новым методологическим и теоретическим контекстом изучения сильных сторон и ресурсов личности стала позитивная психология - направление, провозглашающее необходимость уравновесить преимущественное внимание к отклонениям,проблемам и заболеваниям, типичное для психологии практически всего XX столетия, пристальным вниманием к позитивным сторонам личности и ее функционирования. Позитивная психология исходит из того, что недостаточно освободить человека от проблем и симптомов,чтобы его жизнь заиграла всеми красками

    // Психологическая диагностика, 2007, № 1. - С. 107-127.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/data/2010/08/11/1224866458/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%202007.pdf
  16. +Смысловое отчуждение в сфере образования: перспективы исследования[недоступно]

    В рамках школы А.Н. Леонтьева смысл рассматривается как связующее звено между сознанием и деятельностью, основной функцией которого является регуляция деятельности (см. Леонтьев, 1999). По данным многочисленных исследований, индивидуальные особенности смысловой сферы личности связаны как с успешностью деятельности, так и с психологическим благополучием индивида. В свою очередь, отсутствие или утрата смысла связаны с нарушением процессов регуляции деятельности и переживанием субъективного неблагополучия. В силу этих причин исследование феномена утраты смысла представляется актуальной и практически значимой задачей. Однако до настоящего времени утрата смысла изучалась преимущественно на уровне общих смысловых ориентаций (смысла жизни). Между тем, возможна и утрата смысла конкретной деятельности, проявлениями которой могут быть синдром профессионального выгорания, отсутствие мотивации к учёбе и др. С понятием смыслоутраты — как на уровне феноменологии, так и по итогам проделанного нами теоретического анализа — пересекается понятие отчуждения, введённое К. Марксом для обозначения широкого круга взаимосвязанных феноменов (психологических, социальных, экономических), источником которых является отчуждённый характер труда. Психологическая разработка отчуждения как смыслоутраты (нами предлагается уточняющий термин «смысловое отчуждение») дана, главным образом, в работах Э. Фромма и С. Мадди; обращались к этому понятию и многие другие авторы, в числе которых А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и их последователи.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/data/2010/03/15/1228959633/Osin_Evgeny.doc
  17. + Смыслоутрата как переживание отчуждения: Структура и диагностика (материалы диссертации)

    Актуальность исследования следует из современной ситуации, сложившейся в российском обществе. Утрата социально заданных ценностных ориентиров, сообщавших смысл жизни людей вплоть до конца 1980-х годов, поставила каждого человека в ситуацию необходимости поиска и обнаружения уникального смысла собственной жизни. Широкое распространение получил феномен смыслоутраты, в результате которого возросла распространённость различных проявлений дезадаптации, таких как девиантное поведение, депрессии, зависимости от алкоголя, наркотических веществ, азартных игр, интернет-аддикция, различные формы эскапизма. Оказавшись в ситуации свободы, люди часто оказываются неспособными к установлению осмысленных взаимоотношений с миром, реализация которых только и открывает возможность к собственно человеческому существованию. Другим аспектом проблемы является распространённость в современном российском обществе проявлений, традиционно связанных с понятием отчуждения. Согласно социологическим опросам, подавляющее большинство россиян чувствуют себя неспособными влиять на ход собственной жизни. Широко распространены проявления аномии, нигилизма, попытки утверждения антиценностей; невысок по сравнению с другими странами и уровень субъективного благополучия.Настоящая работа даёт основания для понимания перечисленных феноменов на единой теоретической основе, через взаимосвязь понятий смыслоутраты и отчуждения. Проведение подобной взаимосвязи актуально не только с практической, но и с теоретической точки зрения. Смысл нередко рассматривается как феномен психики изолированного индивида, вне контекста его взаимоотношений с миром. Это не позволяет адекватно понять феномен смыслоутраты, описанный В. Франклом (1990), как отражение неполноты, нарушенности жизненных отношений, реально осуществляемых индивидом в деятельности. В результате феномены осмысленности и утраты смысла уже более 15 лет изучаются в нашей стране недифференцированно, применительно к жизни как к целому. Назрела необходимость разработки новых, более развёрнутых и дифференцированных психометрических инструментов для диагностики смыслоутраты, в дополнение к существующим

    http://institut.smysl.ru/article/Osin-avtoref_2.doc
  18. + Экзистенциальный психолог как объект психологического исследования

    Экзистенциальная психология позиционирует себя как способ проникнуть на более глубокие уровни человеческого опыта, который может скорее дополнить и обогатить другие возможные взгляды на человека, чем выступить некоторой альтернативой по отношению к ним (May, 1967). Тем не менее, можно предположить, что люди, занимающиеся экзистенциальной психологией и психотерапией, могут обладать личностными особенностями, обусловленными этой специализацией.

    // // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). С. 121-130.

    http://institut.smysl.ru/article/documents/pe.doc
  19. +Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России Леонтьев Д-А., Осин Е.Н.[недоступно]

    В последние годы популярность смысла жизни как предмета исследования неуклонно возрастает среди психологов. В новом проекте «Классификации позитивных способностей человека» смысл жизни назван «наиболее человеческой и вместе с тем самой неуловимой» из всех позитивных характеристик личности и определен как «наличие у человека связных представлений о высшей цели и смысле мира и о своем месте в нем» {Petersen, Seligman, 2002). Наряду с теоретической разработкой понятия «смысл жизни», ведутся и эмпирические исследования этого конструкта с применением различных методик и подходов (подробнее см., напр., Wong, Fry, 1998). Смысл жизни представляет собой не просто диспозицию, поддающуюся количественному измерению, но структуру, обладающую качественно своеобразным содержанием. Чисто интенсивностная характеристика смысла жизни сравнительно легко поддается измерению с помощью таких тестов, как Purpose In Life (PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика (Crumbaugh, Maholick, 1969) и его популярная русскоязычная версия Тест смысло-жизненных ориентации (СЖО) (Леонтьев, 2000). Однако подход, связанный с использованием психометрических методов такого рода, наряду с несомненными достоинствами, которые состоят в простоте сбора и обработки большого объема данных, в легкости получения количественных результатов и их обобщения, имеет и ряд существенных ограничений. Альтернативой этому подходу является качественный подход, который может быть также назван феноменологическим. Он заключается в сборе данных, как можно более полно описывающих индивидуальную картину смысла жизни, с помощью таких методов, как неструктурированное интервью, свободное эссе или анкеты с «открытыми» вопросами. Основным недостатком этого подхода является сложность формализации получаемых данных, однако к настоящему времени достаточно хорошо разработана методология качественного анализа данных и критерии объективности для качественных исследований (см., напр., Eisner, 2003; на русском языке см. Квале, 2003), а также конкретные методы качественного анализа (в частности, качественный контент-анализ: см. Mayring, 2000).

    В настояще время публикация недоступна.
    http://akme31.narod.ru/11.html
См.также