Всем привет! Меня зовут Юлия. Я с детства мечтала стать стюардессой, но всегда казалось, что у меня ничего не получится: и роста невысокого, и зрение плохое. Но, оказывается, нет ничего невозможного. Нужно только верить в себя и смело идти к своей цели, что я и сделала после окончания университета. Сначала я летала на самолетах российской авиакомпании, а затем вышла замуж за немца и переехала в Германию. Здесь я живу почти 4 года и 3 из них работаю бортпроводником.
Я открою читателям AdMe.ru все секреты воздушного закулисья. А в бонусе к статье расскажу, как выбрать лучшее место в самолете и кто может следить за вашими перемещениями в небе.
Представьте: 10-часовой рейс на запад — Америка, Доминикана, Канада. По немецкому времени уже почти полночь, по местному — 5 вечера. Солнце шпарит, так и норовя размазать тебя по трапу, как уставшую муху. Нет, нельзя ложиться спать. Иначе проснешься ночью да еще и с песнями в животе: «Покорми-и-и, мать, утро же».
Это называется джетлаг. Мерзкое такое удовольствие, побочный эффект от заморских путешествий. Адаптация организма после смены часового пояса на 1 час длится сутки. И это только чтобы граница между сном и бодрствованием сдвинулась на час. А если вы прилетели из Ванкувера во Франкфурт, потеряв 9 часов, то на восстановление уйдет 9 дней.
«Если нужен в жизни стресс – берите в жены стюардесс» – правда ли это? Как-то раз я за месяц налетала более 97 часов. По сути, я провела дома только 16 дней из 30. Но я честно старалась быть хорошей женой.
И поскольку муж не летает со мной в командировки, которые длятся меньше 3 дней, отдуваться за него и фотографировать меня для моего инстаграма нередко приходится нашим пилотам. Это происходит примерно так:
Когда я говорю стюардессам из российских авиакомпаний, что мы можем позволить себе не только гладкие прически и классические серьги, они впадают в шок. А еще в Германии есть возможность неполной занятости. Бортпроводниками могут стать студенты, мамочки в декрете и люди, совмещающие несколько работ. Модель работы выбираешь сам — аж из 100 вариантов.
Как и в большинстве компаний, у нас есть понятие Seniority (старшинство, стаж). «Аэробабушки» имеют привилегии при выборе рейсов и длительности стыковок. Ну и зарплата с годами тоже меньше не становится. Я уже слышала истории, как старшее поколение отчитывало молодых-зеленых: а как же уважение, совесть, приоритет долголетающим?
После взлета мы готовимся к сервису: включаем духовки с едой на
15–20 минут, завариваем чай. Выкатываем свои тележки, которые, к
слову, могут весить и 200 кг, к началу экономкласса. И идем от
10-го до 49-го ряда в хвост самолета. На заднюю кухню я обычно
возвращаюсь с «хвостом» из пассажиров, которые хотят попасть в
туалет.
⠀
34-й ряд. Сзади уже трое. Впереди 15 рядов. Получается так: я шаг
вперед – пассажиры тоже шаг вперед. Как тень. Дыша мне в затылок.
Мой взгляд полон намеков, но нет. Мы постоим, ноги разомнем, а то
онемели уже. Понимаю, конечно, но...
Одна моя коллега не выдержала и громко на всю кабину сказала пассажиру - пожилому немцу: "Мужчина, если вы сейчас же не сделаете от моей спины шаг назад, я от вас забеременею!"
Облака для самолета - то же, что ухабы на дороге для машины. Если нет ветра, температура равномерно распределена по высотам, влажность и давление равномерны, то полет спокоен и безмятежен. А если тучи и ветер, есть разница в температуре восходящих и нисходящих потоков, в полете может потрясти. Но бояться, что летательный аппарат, попав в воздушную яму, развалится, не стоит - его проектируют как раз в расчете на турбулентность.
Болтанка неприятна для многих, но она не опасна. Тем более что пилоты стараются избежать попадания в турбулентность, а если и угодили туда, то стремятся выскочить как можно быстрее. Что на самом деле страшно, так это гроза, обледенение, шквал, пыльные или песчаные бури, ливневые осадки, сверхвысокие и сверхнизкие температуры. В этих случаях погода признается нелетной.
Возьмем стандартный среднемагистральный самолет. Над
каждым рядом из 6 кресел (по 3 с каждой стороны прохода) спрятаны 8
масок. Одна из них - как раз для члена экипажа на случай
разгерметизации, потому что бежать на свое откидное место, если ты
стоишь с тележкой, времени не будет. Потеря сознания наступает
через 9–12 секунд.
⠀
Если самолет забит, нужно срочно сесть к кому-то на колени
(неважно, мужчина или женщина) и попросить, чтобы тебя крепко
держали, иначе снесет с ног. Потом надо схватить свободную маску и
крепко потянуть на себя, чтобы активировать генератор подачи
кислорода. А 8-я кислородная маска предусмотрена для младенца до 2
лет, который проводит полет на коленях у взрослого. Именно поэтому
нельзя, чтобы в ряду из 6 мест сидели одновременно 2 малыша.
В случае разгерметизации кабины самолета кислородные маски выбрасываются автоматически из верхних панелей. А еще эти спасательные средства есть над станциями бортпроводников и в туалетах. Чтобы активировать подачу кислорода из выпавшей маски, нужно потянуть ее на себя. Механизм простейший: натягивается канатик, который вытаскивает предохранительный штырь, подпружиненный боек ударяет в запал, и начинается химическая реакция.
Кислорода в масках хватает на 10–15 минут (в зависимости от типа самолета) - этого достаточно, чтобы снизиться на безопасную высоту. На случай, если пассажиру станет плохо и ему потребуется кислород, на борту в укромных местах спрятаны баллоны с кислородом с надписью FIRST AID. Скорость подачи – 4 литра/мин.
Самой большой моей грустью и занозой в сердце становятся вопросы от пассажиров на коротких
рейсах: «Как это? Разве кофе не бесплатный?» Я прекрасно знаю, что
в то далекое волшебное «раньше» в полете предлагалось отведать обед
из 3 блюд с мидиями и устрицами в белом вине.
⠀
Когда я летаю в качестве пассажира, то, наоборот, радуюсь, если за
багаж и кофе надо доплачивать отдельно. В противном случае в ваш
тариф уже включен чемодан весом 20 кг (даже если он у вас 10 кг или
вы только с ручной кладью) и знаменитые "курица или рыба". Их
принесут, даже если вы не голодны или практикуете
вегетарианство.
Суеверий у пилотов и стюардесс целое море! В российских авиакомпаниях совершенный рейс ни в коем случае нельзя называть «последним». Это слово обычно заменяется на «крайний». Перед полетом нельзя зашивать форменную одежду или пришивать пуговицы — это к несчастью или задержке рейса. Есть ли похожие приметы в авиации в Германии? Я долго и нещадно допытывала коллег-немцев и вот что узнала:
Но зато я заметила, что европейские пилоты при входе в самолет могут нежно погладить его или постучать по корпусу 3 раза. А еще за 12-м рядом может идти не 13-й, а сразу 14-й. Более того, авиабилеты на 13-е число могут стоить на 20–30 % дешевле, чем на "соседние" даты.
Далеко не каждый непонятный звук и вибрация означают нештатную ситуацию. Свидетельство пилота нельзя просто купить: летчики отлично обучены и готовы к любой, даже аварийной ситуации. Рассказываю, на какие вещи пассажирам не нужно обращать внимания:
Хотите понимать наш секретный язык?
Если вы сидите рядом с аварийным люком только потому, что там больше места, и не готовы начать эвакуацию в случае чрезвычайной ситуации, то, умоляю, скажите об этом и пересядьте. Если вы видите, что при эвакуации поток пассажиров замедлился, кто-то боится прыгать по трапу или достает свои вещи с полок, просто толкайте, тащите за одежду. Сломанные руки и ноги срастутся, а вы спасете не одну жизнь.
Не игнорируйте демонстрацию аварийно-спасательного оборудования, даже если вы часто летаете и не раз видели "балет", который показывают стюардессы. Вытащите наушники на время взлета и посадки, откройте шторку иллюминатора, приведите спинку кресла в вертикальное положение. Это правила безопасности, а не прихоти экипажа.
Схема работы бюджетных авиалиний такая: пассажиры платят за перелет, а все остальное – багаж, еда – идет за дополнительную плату. Аэропорты выбираются с более дешевым обслуживанием, а график полетов очень плотный. В авиапарке обычно новые самолеты одной модели, чтобы избежать затрат на ремонт (3–5 лет они работают по гарантии, после чего их часто продают другим компаниям).
Однако квалификационные требования к персоналу и правила безопасности для всех едины: я знаю пилотов в моей авиакомпании, которые раньше работали на "дешевых рейсах". Лоукостами летать безопасно, и статистика это подтверждает. Просто в них менее комфортно.
Есть целая наука – авиационная физиология. Для нас особенно важны 2 фактора воздействия полета на организм: повышенная сухость воздуха и пониженное давление в салоне. Чтобы бороться с обезвоживанием, совет один: пить чистую воду без газа. А из-за низкого давления снаружи естественные газы в желудке увеличиваются в объеме, вызывая высотный метеоризм.
Чтобы не выйти из самолета с чувством дискомфорта в желудке, за несколько часов до рейса откажитесь от жирных, копченых продуктов, бобовых и фастфуда. Нежелательно есть яблоки, груши, виноград, черешню и капусту.
Алкоголь даже в небольших дозах уменьшает частоту дыхания и усиливает гипоксию – кислородное голодание. Это ведет к снижению объема крови и ее загущению. Отсюда и дискомфорт после полета: шум в голове, ноги ватные да и с желудком что-то неладное. Из-за особого микроклимата в салоне самолета организм активно теряет влагу, нарушается водный баланс. Поэтому нужно пить много воды, а не спиртного.
На высоте всасывание алкоголя усиливается. И человек пьянеет в разы быстрее и сильнее, чем на земле. Частым последствием становится потеря самоконтроля и дебоширство.
Полеты с заложенным носом могут вызвать серьезные последствия для барабанных перепонок: микротрещины, временную глухоту и даже потерю слуха. Но что делать, если лететь надо, а вы простудились?
Инсайдерский секрет: "чебурашка". Берете 2 одноразовых стаканчика, на дно помещаете сложенные салфетки, капаете на них пару капель кипятка и закрываете уши. Держите во время взлета и посадки. Это хороший метод при сильной заложенности носа и болях в ушах. Если вы попросите «чебурашку» у бортпроводников, они вам не откажут и решат, что вы свой.
Можно долго говорить, что в наши обязанности входит и
работа спасателя, и психолога, и медсестры, и переводчика, и только
потом официанта. Маленькое наблюдение: пассажиры бизнес-класса
всегда крайне вежливы и уважительны по отношению к экипажу. Даже не
припомню случая, чтобы кто-то откровенно выпячивал факт, что он
летит в "бизнесе" и заплатил в несколько раз больше остальных.
⠀
А в "экономе" было и хамство, и неуважение. В основном жару давали
те, кто год копил на эту путевку на море, и им было невтерпеж
показать, кто тут настоящий хозяин.
Когда в ночной тиши раздается «та-дам» и загорается голубая
лампочка вызова у пассажира, я беру с собой сразу 2 стакана воды. Я
знаю, что нажавший заветную кнопочку хочет именно воды. И на 100 %
уверена, что по пути на заднюю кухню меня остановит еще один
обезвоженный с той же просьбой.
За 20 минут до посадки загорается табло «Пристегните ремни», иду
готовить кабину. Пассажир сладко спит и в ус не дует. Тихонечко
убираю ему столик, опускаю подлокотник, аккуратно привожу спинку
кресла в вертикальное положение. Пассажир даже не просыпается.
Забота включена в стоимость перелета.
⠀
Всю ночь летим на восток, навстречу солнцу, у которого в планах
разбудить всех яркими лучами часа так в 3 ночи. Беру из тележки с
Duty Free блок сигарет и, тихонько дотягиваясь им до иллюминаторов
через 2–3 крепко спящих, закрываю все шторки. Фух, никто не
проснулся. Дарю таким образом пару лишних часов сна пассажирам и
спокойствия экипажу.
В интернете нашла совет: лучше всего сидеть у прохода. Но-но-но, ребята!
Стюардесса протестует. Лучшее место, на мой взгляд, – последний ряд на
аварийных выходах (если их 2): места для ног много, а спинка кресла
откидывается. Для боящихся летать мы советуем выбирать места в
первой половине самолета: в хвосте трясет значительно сильнее, а
вид на раскачивающееся от ветра крыло вас вряд ли успокоит.
⠀
И чтобы совсем расстаться с аэрофобией, скачайте приложение
Flightradar24. Открываете его, а там онлайн-карта просто кишащего
самолетами неба. Все летят, никто не падает. Если нажать на любое
из воздушных судов, можно узнать его модель, авиакомпанию, маршрут,
скорость и высоту полета. За мной так следит муж, вы представляете?
Прилетаем во Франкфурт, я ему посылаю СМС: «Сели!» А он такой: «Я
видел. Почему на второй круг зашли? Выезжаю».
А кем вы мечтали стать в детстве? Рискнули бы получить профессию стюардессы и проводить время под облаками?
Фото на превью fraufilippova
/ instagram
Корея — это не самое популярное место для отдыха по сравнению с соседними азиатскими странами — Китаем или Японией. Возможно, именно поэтому жителям удалось сохранить свои уникальные традиции и правила жизни. И они хоть и удивляют приезжих,
Бывает, кинорежиссеры делают ставку не на спецэффекты или сценарий, а на известных актеров. Или вообще стараются задействовать в одном фильме побольше звезд. Такой подход окупается — зрители бегут смотреть кино, в котором собрались голливудские или другие артисты-тяжеловесы.
Мы в AdMe.ru решили пересмотреть фильмы, основной актерский состав ко
Любовь — это не громкие слова и обещания, а реальные поступки. Одни выражают это нежное чувство к своей второй половинке, делясь M&M’s втайне от детей, другие встают ни свет ни заря, чтобы их избраннику не пришлось одному ехать в такси в аэропорт, а третьи и вовсе изобретают крекеры в форме знака зодиака спутника своей жизни.
Понятие «итиго итиэ» дословно переводится как «один момент — одна возможность». Это японская философия, которая учит жить одним днем, но не бездумно, а осознанно, создавая и переживая незабываемые моменты как с другими, так и с самим собой. Это призыв вернуть внимание во взаимоотношения с любимыми, семьей, коллегами и миром в целом, и на него откликнулись не только японцы, но
Кому из нас не известны какие-нибудь впечатляющие, шокирующие и иногда даже немного безумные факты? Кто-то и не подозревает о том, что Менделееву не снилась вся периодическая таблица, а кто-то с упоением может рассказать о боксерских навыках рака-богомола или о красном дожде. В твиттере решили собрать как можно больше таких сообщений в один
Корея — это не самое популярное место для отдыха по сравнению с соседними азиатскими странами — Китаем или Японией. Возможно, именно поэтому жителям удалось сохранить свои уникальные традиции и правила жизни. И они хоть и удивляют приезжих,
Бывает, кинорежиссеры делают ставку не на спецэффекты или сценарий, а на известных актеров. Или вообще стараются задействовать в одном фильме побольше звезд. Такой подход окупается — зрители бегут смотреть кино, в котором собрались голливудские или другие артисты-тяжеловесы.
Мы в AdMe.ru решили пересмотреть фильмы, основной актерский состав ко
Любовь — это не громкие слова и обещания, а реальные поступки. Одни выражают это нежное чувство к своей второй половинке, делясь M&M’s втайне от детей, другие встают ни свет ни заря, чтобы их избраннику не пришлось одному ехать в такси в аэропорт, а третьи и вовсе изобретают крекеры в форме знака зодиака спутника своей жизни.
Понятие «итиго итиэ» дословно переводится как «один момент — одна возможность». Это японская философия, которая учит жить одним днем, но не бездумно, а осознанно, создавая и переживая незабываемые моменты как с другими, так и с самим собой. Это призыв вернуть внимание во взаимоотношения с любимыми, семьей, коллегами и миром в целом, и на него откликнулись не только японцы, но
Кому из нас не известны какие-нибудь впечатляющие, шокирующие и иногда даже немного безумные факты? Кто-то и не подозревает о том, что Менделееву не снилась вся периодическая таблица, а кто-то с упоением может рассказать о боксерских навыках рака-богомола или о красном дожде. В твиттере решили собрать как можно больше таких сообщений в один
Корея — это не самое популярное место для отдыха по сравнению с соседними азиатскими странами — Китаем или Японией. Возможно, именно поэтому жителям удалось сохранить свои уникальные традиции и правила жизни. И они хоть и удивляют приезжих,
Бывает, кинорежиссеры делают ставку не на спецэффекты или сценарий, а на известных актеров. Или вообще стараются задействовать в одном фильме побольше звезд. Такой подход окупается — зрители бегут смотреть кино, в котором собрались голливудские или другие артисты-тяжеловесы.
Мы в AdMe.ru решили пересмотреть фильмы, основной актерский состав ко
Любовь — это не громкие слова и обещания, а реальные поступки. Одни выражают это нежное чувство к своей второй половинке, делясь M&M’s втайне от детей, другие встают ни свет ни заря, чтобы их избраннику не пришлось одному ехать в такси в аэропорт, а третьи и вовсе изобретают крекеры в форме знака зодиака спутника своей жизни.
Понятие «итиго итиэ» дословно переводится как «один момент — одна возможность». Это японская философия, которая учит жить одним днем, но не бездумно, а осознанно, создавая и переживая незабываемые моменты как с другими, так и с самим собой. Это призыв вернуть внимание во взаимоотношения с любимыми, семьей, коллегами и миром в целом, и на него откликнулись не только японцы, но
Кому из нас не известны какие-нибудь впечатляющие, шокирующие и иногда даже немного безумные факты? Кто-то и не подозревает о том, что Менделееву не снилась вся периодическая таблица, а кто-то с упоением может рассказать о боксерских навыках рака-богомола или о красном дожде. В твиттере решили собрать как можно больше таких сообщений в один