За свою блистательную карьеру Георгий Данелия снял полтора
десятка полнометражных фильмов, каждый из которых полюбился
зрителю. Многие из них вошли в золотой фонд советского
кинематографа, получили престижные награды и премии. Фразы
из картин Данелии давно стали крылатыми выражениями, потому
что они наполнены мудростью и тонким остроумием. Как, впрочем,
и книги мастера.
Режиссер оставил мемуары, в которых он рассказывает
нам истории о том, как снимал любимое кино,
и в целом о нашей жизни — мудро
и лаконично.
Мы в AdMe.ru с превеликим
удовольствием прочли книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»,
«Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка
осталась». Для тех, кто еще не знаком с «байками
кинорежиссера», мы расскажем о том, почему в титрах
всех фильмов значится фантомная личность, как возник новый жанр
лирической комедии и почему создатель «Чита-грита» ненавидит
эту песню.
Сережа (1960)
- На роль директора совхоза в «Сереже» худсовет
«Мосфильма» рекомендовал взять известного на тот момента
актера, народного артиста СССР Сергея Бондарчука.
Но сам Данелия был совсем этому не рад.
Работать со звездным артистом было нелегко, и однажды во время застолья
30-летний Георгий высказал Сергею Бондарчуку все, что думал:
и что снимать актера его заставили насильно, и что тот
портит всю картину, и что он такой да сякой.. Однако
этот эпизод не помешал двум легендарным советским
кинематографистам оставаться друзьями всю жизнь.
- Сцену «Похороны прабабушки» начали снимать с кадра
«Сережина тень бредет меж падающих на дорожку теней крестов».
Чем выше солнце, тем меньше тень, и к моменту съемок тень
мальчика Бори, который играл Сережу, оказалась слишком маленькой.
Борю отправили домой, а Сережин берет с помпоном
напялили на второго режиссера Игоря Таланкина.
Оператор попросил, чтобы он и штаны снял: видно, что
длинные, — Сережина тень должна быть в коротких.
Таланкин снял брюки и остался в трусах.
И вот представьте: двое в кепках, хихикая, несут гроб.
За ними идет долговязый мужик в трусах
и в берете с помпоном — несет цветок.
А грузин громко поет похоронный марш (Георгий Данелия пел,
чтобы задать темп движения камеры).
- Чтобы заставить Борю плакать, режиссеры разыграли сценку
«плохой и хороший полицейский». «Плохой» Игорь Таланкин
пригрозил, что запрет Борю на ночь в павильоне
за шалости. Мальчик расплакался — сцену сняли.
А потом 6-летний Боря в сердцах отругал Таланкина, назвав
его не режиссером, а жуком навозным. Хохот стоял
невообразимый.
Путь к причалу (1962)
- Музыку к фильму пригласили писать молодого композитора
Андрея Петрова. Когда нужная мелодия была найдена,
ее необходимо было утвердить в музыкальной редакции
«Мосфильма». Но там ее забраковали: музыка, мол,
с западным душком — не советская музыка.
Не русская. На что Данелия возразил: не русская,
но и не западная. И поскольку события
происходят в Арктике, то, мол, и использовали
мелодии народных песен чукчей. Эту версию ему подсказала
музыкальный редактор киностудии Раиса Лукина.
- Во время съемок как раз шли поставки коричневого сахара
с Кубы. Горы сахарного песка в порту ждали погрузки
в вагоны. В последнею неделю съемок в Мурманске
Георгий Данелия заметил, что механики стали возить камеру
не в кофре, а на коленях. «Так
надежнее», — уверяли они. Оказалось, они в гостинице
соорудили нечто вроде самогонного аппарата, а в кофрах
вывозили мимо охраны сахар. «Тогда я понял, — писал
Данелия, — почему каждый вечер в их номере звучал
аккордеон и наш ассистент орал песни».
Я шагаю по Москве
(1963)
- В сцене, где девушка идет под дождем, а за нею
едет велосипедист, снимались три барышни. Две блондинки,
а третья — журналистка. Светловолосая стройная девушка,
которую снимали на общем плане, вдруг не пришла
не следующую съемку. Ассистенты привезли из ВГИКа другую,
тоже светловолосую и стройную. Но оказалось, что
у нее экзамен и ей надо уходить.
И пришлось снимать босые ноги корреспондентки
«Известий», которая терпеливо ждала, пока освободится
режиссер, чтобы взять интервью.
- Сценарий фильма худсовет киностудии утверждал очень долго.
Когда отсняли кино, вновь показали худсовету, а там
в очередной раз сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это
комедия», — ответили режиссер Георгий Данелия и сценарист
Геннадий Шпаликов. «А почему не смешно?» — «Потому
что это лирическая комедия». — «Тогда так и напишите».
Создатели ленты написали. Так возник новый жанр —
лирическая комедия.
- Как-то после вечерних съемок Георгий Данелия и юный Никита
Михалков ехали домой. Режиссер продрог и замерз. Первого
повезли домой Михалкова. И тогда Данелия попросил парнишку
вынести ему стакан водки, чтобы не простудиться. Никита вынес
от души — полный стакан. А потом Данелию встретил
его отец Сергей Михалков и отчитал: «У меня инфаркт мог
быть! Засыпаю — вдруг открывается дверь, на цыпочках
входит мой ребенок, достает водку, наливает стакан и уходит...
И я в ужасе: пропал мальчик!..»
Тридцать три (1965)
- Когда Георгий Данелия предложил Евгению
Леонову главную роль в своем фильме, тот поставил
условие: оплата только по первой категории (ему тогда платили
по второй). Данелия обиделся и решил: «Обойдемся
без этого жмота». Но увидев Леонова в постановке
спектакля, понял, что никого больше не видит в роли
своего Травкина. Позвонил актеру, а тот сразу перебил:
прочитал сценарий, сниматься согласен — даже по второй
категории. С тех пор Евгений Леонов стал появляться
во всех фильмах Георгия Данелии.
- «Тридцать три» снимали в Ростове-Ярославском. Есть
в фильме сцена с памятником — киношники
соорудили из папье-маше бюст Леонова
и водрузили на привокзальной площади. Отсняли сцену,
вернулись в Москву. Но через несколько дней вновь
пришлось ехать в Ростов. Сошли с электрички — стоит
памятник. А вокруг уже разбит газон и пожилой рабочий
красит ограду. Местное начальство решило: раз москвичи поставили
памятник, торжественно открыли его и речь говорила сама Нонна
Мордюкова, значит, так надо.
Не горюй! (1968)
- В одном из музеев Георгий Данелия и автор
сценария Резо Габриадзе обнаружили старые фото улиц и духанов
(трактиров) Тбилиси. У духанов были поэтические названия. Одно
из них — «Не горюй!» — стало названием
картины.
- Начиная с фильма «Не горюй!» и во всех
последующих картинах режиссера в титрах в эпизодах
значится Р. Хобуа. Но Рене Хобуа никого
не играл. Это был случайный знакомый, который встретился
авторам однажды в гостинице и потом несколько вечеров
подряд слушал, как они зачитывали сценарий фильма. Он кивал
и говорил по-грузински: «Гадасаревиа!» («Так хорошо, что
с ума сойти!»). Позже оказалось, что Хобуа по-русски очень
плохо понимал, но хвалил, потому что ведь «такие люди
написали». В знак благодарности за покорное
слушание Данелия стал включать его фамилию в титры каждого
фильма.
- Георгий Данелия не хотел брать Вахтанга Кикабидзе
на главную роль. Ему казалось, что тот не совсем
подходит. Но его кандидатуру одобрили все женщины,
с которыми решил посоветоваться режиссер: звукооператор Инна,
гримерша Тамара, мама и сестры Данелии. «Он такой
симпатичный, его сразу все полюбят!» — настаивали они. Так
и вышло.
- Данелия ценил Бубу (так называли Кикабидзе близкие)
за одну особенность: если у Бубы сцена
не получается, надо тут же проверять сценарий.
«Он так входит в роль, что не способен
сыграть то, что его персонаж не может сделать
по логике характера», — был уверен режиссер.
Джентльмены удачи (1971)
- Георгий Данелия был автором сценария и художественным
руководителем. В своей книге он подчеркнул:
«Режиссером фильма был Александр Серый.
И только он».
- Во время работы над сценарием Данелия очень старался
выдумывать смешное, и соавтор Виктория Токарева хохотала так,
что у собаки, которая дышала воздухом на соседском
балконе, через неделю случилось нервное расстройство. Хозяева
вызвали доктора. Доктор выписал собаке успокоительное и велел
на балкон больше не выпускать.
- Сценарий фильма расходился как бестселлер. Напечатали
80 экземпляров на «Мосфильме» для актеров, а через
день уже нет ни одного — все растащили. Еще
напечатали — опять растащили. Данелии даже позвонил знакомый
из Министерства обороны и попросил дать почитать
сценарий. Сказал, был у начальника, он читает и ржет
как лошадь. «Так возьми у него», — удивился Данелия. «Там
знаешь, какая очередь! Замы!» — ответил тот.
Афоня (1975)
- Режиссер признавался: «Нам хотелось, чтобы зрители
в конце фильма не возненавидели нашего Афоню,
а пожалели. Думаю, что мы даже слегка перестарались.
На „Мосфильм“ пришло немало возмущенных писем от жен
пьющих особей». Особенно запомнилось Георгию одно — в нем
дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер,
а вы сами когда-нибудь спали с пьяным
сантехником?» В ответном письме Данелия сознался, что
не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым.
- Евгению Симонову и ее маму директор картины Александр
Яблочкин привез со съемок в Башкирии,
а на следующий день от директора того фильма пришла
гневная истеричная телеграмма. Раздались звонки из Госкино
и со студии Горького. Выяснилось, что Яблочкин
украл актрису и только оставил записку:
«Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
Женю снимали все три дня и днем и ночью
(иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье
машины, пока ставили свет).
- В костюме и гриме Борислав Брондуков, сыгравший
алкоголика и мерзавца Федула, был настолько органичен, что,
когда во время съемок в ресторане он вышел
на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел
его пускать обратно и собирался вызвать милицию.
- Для сцены с танцами Данелия попросил ассистентов привести
современных музыкантов. «Привели группу, главный — курчавый
лохматый парень. Одеты небрежно, держатся независимо. В мятых
дырявых джинсах, небритые...» Они не внушили доверия
режиссеру, и он попросил пригласить кого-то для
подстраховки. Привели точно таких же «волосатиков».
А вечером режиссер не смог проехать к клубу, где
были съемки, — столько кругом было народа. «Оказалось, что
мы пригласили самые популярные и самые запрещенные
в те времена группы. Первой была „Машина времени“
Макаревича, а второй — „Аракс“
Шахназарова».
Мимино (1977)
- Пса Мимино Зарбазана съемочная группа повстречала на улице
по дороге к аэропорту. Схватили и увезли, подумав:
«Сейчас некогда, с хозяином объяснимся потом». Оказалось,
хозяина у собаки никогда и не было. Зарбазана все
полюбили: он был понятливый, веселый и любил играть
в футбол, несмотря на возраст. Когда механики гоняли мяч,
Зарбазан тоже ударял по нему, пса даже ставили в ворота.
Когда все вернулись в Москву, Зарбазан поселился
у директора фильма. Там его любили и баловали, но,
к сожалению, собака прожила недолго. Похоронили его
на «Мосфильме» в яблоневом саду, который посадил
Александр Довженко.
- Многие считают роль Рубика Хачикяна лучшей в фильмографии
Фрунзика Мкртчяна. А ведь его могло вовсе и не быть
в картине. Кого «поселить» в номере гостиницы
с Мимино — Евгения Леонова или Фрунзика Мкртчяна —
решила монетка. Данелия долго не мог
определиться, какой персонаж подойдет лучше, — выходило
и так и так хорошо. Поэтому режиссер решил эту дилемму
методом «орел или решка».
- Когда фильм вышел на экраны, легендарный композитор Гия
Канчели моментально стал известен как автор знаменитого шлягера
«Чита-грита» (правильно — «Чито-гврито»). Канчели это
раздражало, он этой песней не гордился и говорил:
«Это не музыка, это триппер. Потому что
быстро цепляется и трудно отделаться».
- После иммиграции Савелия Крамарова велели вырезать из всех
фильмов. Хотели сделать то же самое и в «Мимино».
Но Данелия сказал начальству, что они совершают ошибку:
«Посмотрите фильм внимательно! Крамарова там не пирожными
кормят, а в „воронке“ в исправительную колонию
увозят на пять лет». Сработало.
Слезы капали (1982)
- Во время перерыва в съемках режиссер настоял, чтобы
Евгений Леонов показался врачу из-за болей в сердце. Леонова
срочно госпитализировали и сказали, что в ближайший месяц
работать ему нельзя. Из больницы актер звонил Данелии каждый
день: «Надо работать! Снег выпадет!» А через две недели
и вовсе позвонил и сказал, что его выписали и можно
ехать на съемки. Поехали — Леонов в сопровождении
мосфильмовского врача и жены Ванды с пакетом лекарств.
Позже оказалось, что Евгения Павловича никто
не выписывал — он сбежал
из больницы.
Кин-дза-дза (1986)
- Мелодии для фильма писал Гия Канчели. В картине есть
номер — музыка инопланетян. Режиссер хотел как можно больше
упростить мелодию и сделать ее отвратительной. Нашли
старый ржавый замок, открывающийся с жутким скрипом. Подойдет.
Потом кто-то предложил вдобавок поскрести бритвой по стеклу.
Кто же будет скрести? «Нужен музыкант», — решил
Данелия и... вызвал Гию Канчели. И живой классик
целую смену скрипел бритвой по стеклу.
- Через некоторое время после смерти Брежнева в группу
пришел режиссер Леван Шенгелия и сказал, что главное слово
сценария «Ку!» надо срочно заменить. И показал газету. Там
на первой полосе жирным шрифтом красовалась новость
о назначении на место Брежнева
К. У. Черненко. Стали искать новое слово,
но все выходило хуже, чем привычное «Ку!». Пока думали,
и Черненко не стало.
Паспорт (1990)
- В этом фильме, совместно с израильскими, австрийскими
и французскими кинематографистами, главную роль должен был сыграть Николас
Кейдж. Однако к тому времени Кейдж снялся очень
успешном фильме, стал звездой и уже был
не по карману начинающему продюсеру «Паспорта»
Константину Александрову. Но самолюбивый Александров
не смог признаться Георгию Данелии, что у него нет
столько денег, и сказал режиссеру, что Николас Кейдж сниматься
отказался. Хотя на самом деле американский актер был согласен
и ждал вестей от режиссера.
Какой фильм Георгия Данелии вы любите больше всего?