Пушкин хорошо и правильно сказал: «Чтение — вот лучшее
учение!». А если говорить о чтении детям, то это еще
и способ скоротать скучную дорогу, и развлечение,
и общение, и развитие фантазии, и возможность
привить ребенку хороший вкус и еще много чего.
interestno.ru публикует отличный список книг
с советами что, как и когда читать своим малышам,
составленный сайтом Я happy mama.
От 0 до 2 лет
Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так
бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это
своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас,
малыш учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже
совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать
poдительские интонации.
Как читать?
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно
проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее
и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте
малыша.
- Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть
разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых
говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу
рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите
за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите
ее на денек.
Что читать?
- Короткие правильно зарифмованные стихи о животных,
игрушках и окружающем мире.
- Стихи со звукоподражанием.
Литература:
- Александрова З. «Одуванчик», «Новый
снег»
- Аронзон Л. «Кому что снится»
- Барто А. «Игрушки»
- Бергельсон А. «Ура для комара»
- Берестов В. «Про машину», «Веселое
лето»
- Благинина Е. «Стихи для
детей»
- Заходер Б. «Песенки
Винни-Пуха»
- Козлов С. «Я на солнышке
лежу», «Панда»
- Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка,
зайка, попляши!»
- Майер Н. «Лесные жители»
- Маршак С. «Детки
в клетке»
- Мошковская Э. «Зоопарк»
- Пикулева Н. «Стихи для самых
маленьких»
- Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе,
к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
- «Рифмы Матушки Гусыни», детская
английская поэзия в переводе С. Маршака
и К. Чуковского
- Степанов В. «Как живете? Что
жуете?»
- Серова Е. «Славная семейка»,
«Кто в лесу живет»
- Токмакова И. «Летний ливень»,
«Времена года»
- Чебышев А. «Ежик в гостях
у жирафа»
- Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»
От 2 до 4 лет
Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые,
проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается
подражать маме с папой. Самое время приступать к более
серьезному и осмысленному чтению.
Как читать?
- Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул
или отвлекся, то в следующий раз придется начинать
с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно
запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной
истории.
- Не ленитесь читать одно и то же по многу
раз, если об этом просит ваш маленький консерватор.
Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи
и истории наизусть.
- Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми
ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда
больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного
запаса здорово подстегнет развитие речи.
Что читать?
- Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или
несколько, но происходящих линейно, то есть одно
за другим.
- Небольшие стихотворения (4-12 строк) и стихотворные
загадки.
Литература:
- Андерсен Г. Х.
"Дюймовочка","Огниво«, «Сказка о стойком оловянном
солдатике»
- Барто А.
«Мы с Тамарой», «Младший брат»
- Гаршин В.
«Лягушка-путешественница»
- Гримм. «Бременские музыканты», «Волк
и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь
гномов», «Храбрый портной»
- Даль В. «Старик-годовик»
- Дональдсон Д. «Груффало»
- Ершов П. «Конек-Горбунок»
- Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
- Киплинг Р. «Книга джунглей»,
«На далекой Амазонке»
- Левин В. «Глупая лошадь»
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказки»,
«Аленушкины сказки»
- Маршак С. «Сказка о глупом
мышонке», «Веселый счет»
- Маяковский В. «Что ни страница,
то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое
плохо?»
- Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый
лягушонок», «Три поросенка»
- Мориц Ю. «Крыша ехала
домой»
- Перро Ш. «Кот в сапогах»,
«Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
- Русские народные сказки. «Репка»,
«Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
- Сеф Р. «Кто на кого
похож»
- Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок
и утенок», «Кто сказал „мяу“?»
- Толстой Л. «Сказки
и рассказы»
- Тувим А. «Азбука», «Где очки»
- Хармс Д. «Удивительная кошка»,
«Врун», «Кораблик»
- Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
«Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
- Чарушин Е. «Томка», «Что
за зверь»
- Яснов М. «Собиратель сосулек»,
«Вышел зайчик погулять»
От 4 до 6 лет
Если ребенок до сих пор не полюбил читать — это
еще не трагедия. Ни в коем случае
не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте
в панику: все будет нормально — и зачитает,
и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его
в библиотеку.
Как читать?
- Ребенок уже хорошо воспринимает текст, прочитанный нормальным
родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование
не помешает.
- Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно,
как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл
читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются
детали.
- Читайте по главам, если они небольшие, в противном
случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые
куски. Такой «дробный подход» поможет побудить желание ребенка
научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально
«на самом интересном месте», а потом смело начинайте
заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть
берет книгу сам.
Что читать?
- Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы
и повести.
- Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру
морализаторские и ни в коем случае
не занудные.
- Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
- Обучающие пособия для подготовки к школе.
- Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями.
Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке
Морозе.
Литература:
- Бажов В. «Серебряное
копытце»
- Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
- Бианки В. «Рассказы о животных»
- Волков А. «Волшебник Изумрудного
города»
- Воронкова Л. «Девочка
из города»
- Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
- Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ
о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
- Гэллико П. «Томасина»
- Доктор Сьюз «Сказки»
- Зощенко М. «Леля
и Минька»
- Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном
лесу»
- Крылов И. «Слон и моська»,
«Ворона и лисица»
- Лагерлеф С. «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями»
- Линдгрен А. «Эмиль
из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
- Милн А. «Винни-Пух
и все-все-все»
- Сказки народов мира
- Носов Н. «Незнайка и его
друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники»,
«Фантазеры»
- Осеева В. «Синие листья», «Волшебное
слово», «Что легче»
- Остер Г. «Котенок по имени Гав
и другие истории»
- Пришвин М. «Лесной хозяин»
- Пушкин А. «Сказки»
- Распе Р. «Приключения барона
Мюнхгаузена»
- Родари Дж. «Путешествие Голубой
Стрелы»
- Романова Н. «Муравей Красная
Точка»
- Русские народные былины
- Толстой А. «Приключения
Буратино»
- Уайлд О. «Звездный мальчик»
- Успенский Э. «Крокодил Гена
и его друзья», «Каникулы
в Простоквашино»
- Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки
Римуса»
- Чаплина В. «Кинули»
7 лет
Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете
не только вы, но и его классная
руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый
месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете
там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.
Как читать?
- Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут
пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже
действительно пора начинать читать самому.
- Читайте сказки и басни по ролям.
- Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории,
продолжающие его любимые книги.
- Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание
«прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» —
в результате приятное раньше занятие превращается для него
в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика,
чтобы он уж совсем не лишился мотивации.
Что читать?
- Детские произведения с полноценным сюжетом
и сложносочиненными предложениями.
Литература: