Итальянский педагог Мария Монтессори в качестве метода
воспитания детей от 3 до 5 лет предлагала
развивающие игры, которые не требуют особого или сложного
инвентаря. В таких играх используются только подручные
средства: банки с крышками, бельевые прищепки, сыпучие
продукты, а также игрушки, сшитые своими руками.
Главное — не оставлять ребенка без присмотра при
взаимодействии с мелкими предметами.
interestno.ru предлагает вам 30 примеров
того, чем можно занять ребенка дома в холодный осенний
вечер.
- Взять бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинтить
от них крышки, перемешать предметы и предложить малышу
подобрать и завинтить крышки обратно.
- Взять губку и мыло и не торопясь показать
ребенку, как нужно мыть посуду, а затем позволить ему сделать
то же самое.
- Рассыпать крупу, взять совочек и щетку и вместе
подмести.
- По такому же принципу — разлить воду
и вытереть ее.
- Взять пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Сделать, например,
зайчика и морковку, скрепить их между собой либо шнурком,
либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей
и играть в «покорми зайчика морковкой».
- Взять лоскутки разной текстуры — шелк, хлопок, шерсть.
Обсудить, какие они на ощупь: колючий, мягкий, скользкий.
Предложить подобрать к ним пары.
- Мелкие предметы — пуговицы, мозаику, шарики — бросить
в банку с водой и вылавливать ложкой.
- Взять мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами
(ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш
вытаскивает с закрытыми глазами предметы
и называет их. Потом можно усложнить задание: сложить все
предметы на букву «д». Тренируются тактильные ощущения. Можно
выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки
в словах.
- Понадобятся 2 тарелки, губка, лейка. Налить в одну
тарелку воду и губкой переносить водичку из одной тарелки
в другую.
- Бисер, коробочки. Перемешать бисер и попросить разложить
(по цвету или размеру) по разным коробочкам —
сначала по двум, потом по трем коробочкам
и т. д.
- Бусинки, желобок (сделать из шланга), блюдце. Сделать
желобок-горку и скатать бусинки по желобку в блюдце.
Можно посоревноваться с ребенком, чья бусинка докатится
быстрее.
- Оригами. Мять, складывать или рвать бумагу — это развитие
ловкости рук и мелкой моторики. Также оригами развивает
пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает
творческие способности.
- Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке.
Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу
и выносливость рук, крупную моторику.
- Нанизывать на шнурок любые фигурки с дыркой.
- Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать
в пластилин или мягкую глину.
- Банка с отверстиями в крышке: через них можно кидать
пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
- Мешочки с бобами, фасолью: можно пересыпать или
сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки
и просить малыша найти.
- Канцелярские кнопки и пенопласт.
- Форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши
до года пусть вынимают ягодки пальчиками.
- Посадить малыша на стул и насыпать ему на стол
муку — пусть «рисует» пальчиком, палочкой, кисточкой.
- Поднос, манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет
в манке спрятанные фасолины и складывает
их в баночку. Можно показать, как отсеять манку
с помощью сита.
- Небольшая коробка без крышки и прищепки. Если малыш совсем
маленький, нацепить прищепки по периметру коробки, чтобы
он снимал. Деткам постарше можно показать, как «пристегивать»
прищепки, и они будут стараться сами.
- Магнит (желательно покрупнее) и разные предметы
(металлические и не из металла). Малыш проверяет,
что примагничивается, что нет.
- Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла
и венчик. Пусть малыш «взбивает» пену.
- Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает
«правильную» крышку. Еще можно сложить кастрюли одну
в другую.
- При пользовании посудомойкой можно позволить ребенку вытащить
из корзинки ложки и вилки, только остерегайтесь острых
предметов.
- Высокий пластиковый стакан или ваза с водой, разные
небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки,
пробки, шарики из фольги. Пока малыш бросает предметы
в воду и наблюдает, какие тонут, а какие нет, можно
комментировать: тяжелый, легкий.
- Достаем старые журналы или газеты. Их можно рвать —
на полосы или кусочки, — и тогда развиваются
соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно
показать, как это делать правильно: захватить пальцами обеих рук
лист, а потом потянуть в разные стороны. В конце
можно бросить клочки вверх со словами: «Осень
наступила!» — и вместе весь этот листопад собрать.
- Пластилин спешит на помощь! Не обязательно
сразу же заниматься лепкой всерьез. Сначала можно просто
помять его в руках — совмещая самомассаж пальчиков
и рук и развивая мышцы. А потом можно раскатать
лепешку и втыкать в нее все мелкое, что под руку
попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.
- Шнуровать, открывать-закрывать молнии, липучки — это очень
полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот
прием. Но можно отлично обойтись и без них. Достаточно
принести груду вещей и устроить тщательный обыск.