Мы рождаем изумительных детей — глазастых, умных и тонких, в 6-7 лет отдаем их в школу... Что мы получаем на выходе, после того как дети по 6 и более часов в течение 11 лет обучались у педагогов? Ведь на выходе должна быть элита! Кого же мы выпускаем? На каком языке они — выпускники — говорят? Какие мысли роятся в их головах?
Иногда я беру на себя труд почитать форумы. Лет 30 назад я не мог предположить ничего подобного. Принцип современного форума таков: пишется умная статья, после этого первый участник форума ругает автора статьи, а второй участник форума ругает первого. На этом обсуждение, как правило, заканчивается.
Но ведь школа — столько лет, столько книжек замечательных... Что же там не то? Все!
Если мы хотим чего-то добиться, нам надо неожиданно сказать
самим себе, что почти ничего из старой школы недействительно.
Учитель географии рассказывает о географии Португалии, учитель
истории — об истории Франции, а на физкультуре
выветривается и то и другое.
А что, если не пытаться впихнуть в ребенка
информацию, не давать какие-то кусочки, а научить его
мыслить и радоваться процессу мышления, научить его
чувствовать, связывать между собой события, явления. Ведь что такое
география? Место! Что такое история? Время! А остальное?
Культура!
Сегодня в образовании первостепенное внимание уделяется математике, компьютеру, иностранному языку (всему тому, с чем легче достичь «красивой» жизни), при этом педагоги почти ушли от музыки (периферийный предмет!), литературы (хватит и факультативного ознакомления), а такая экзотика, как история живописи, история религии, вообще никогда у нас не преподавалась. И все же любящие мамы и папы смутно догадываются, что, выйдя в жизнь, их чаду придется ежедневно строить отношения, делать нравственный выбор, придется быть человеком. Этому учит не математика, а литература, искусство.
Поэтому нам, нашему обществу нужно сегодня бросить все силы на развитие культуры. Ведь что такое культура? Это возделывание души. И оно — самое главное. Потому что сколько бы мы ни говорили о культуре силы, мышц, нам любое животное даст 100 очков вперед, а если мы говорим о культуре социума, то нам до муравейника, как до дальней галактики.
Но нет пока еще у нас такой школы, в которой
математика, музыка, история, география и литература будут
частью одного целого. А человеку уже
Я бы посоветовал начинать с Роберта Шекли, Рэя
Брэдбери, Клиффорда Саймака. Американские писатели-фантасты
выдавали потрясающую, очень глубокую философию, просто хорошо
закамуфлированную. Это была когорта великих мыслителей. Они писали
не о том, как там люди в космосе живут,
а о нас с вами, о нашей с вами жизни.
Что касается музыкального воспитания, то у меня
принципиальная позиция. Музыка должна быть в школе
главным предметом! Об этом нам говорит вся античная
культура. В числе семи свободных наук на первых местах
стояли музыка и риторика вообще. И логика к ним еще
прибавлялась. Ведь не полезными ископаемыми характеризуется
та или иная страна, а музыкой и произведениями
культуры, в которых воплощена душа народа.
На одном из вручений Нобелевских премий я предложил
задать каждому Нобелевскому лауреату в момент его появления
в дверях Концертхюсета вопрос о его отношении
к классической музыке. Зрители даже и не подозревали
того, что у абсолютного большинства лауреатов все детство было
заполнено классической музыкой. И вполне логично, что,
открывая Нобелевский концерт, я произнес следующую фразу:
«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Если
вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг
к Нобелевской премии, начинайте их образование
не с математики или химии. Начинайте
с музыки. Эйнштейн со скрипкой —
не случайность. Страны, которые этого не поймут, никогда
не подарят миру Нобелевских лауреатов. Ибо великая
музыка — пища для мозга с детства».
Я верю, что у людей путь от ушной раковины проходит через сердце, а не через желудочно-кишечный тракт. Что они более склонны воспринимать прекрасную музыку и тонкую поэзию, чем рекламу чипсов. Просто слегка запутались, потеряли ориентиры. Живут в бешеном ритме — много трудятся, чтобы обеспечить себе комфортное жилье и пропитание, быть не хуже, чем другие, дать образование детям, чтобы они тоже могли работать...
Но если задуматься, все это превращается в замкнутый круг и не остается места самому главному — познанию мира и Вселенной. Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства: погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет.
Культура — это первое. Все остальное потом!
По материалам интервью
с Михаилом Казиником:
zhukvesti.ru, aif.ru, classica.fm,
media-objektiv.com, aif.ru, kazinik.ru