Два года назад моя выпускница Ника ломала голову над тем, где и как начать карьеру. Отправляя резюме в разные компании из сферы финансов, айти технологий, консультирования и маркетинга, она вдруг осознала, что больше беспокоится не кем и как, а именно где она будет работать.
Когда люди составляют образ хорошей компании, где они хотели бы работать, они думают как раз о ее роли в обществе. Несомненно, должность и зарплата важны, но есть такой фактор, как КУЛЬТУРА. Корпоративная культура — ценности организации, ее нормы и методы — оказывает огромное влияние на наше счастье и успех.
Но как понять уровень культуры компании, где вы никогда не работали? Ника спрашивала меня как своего куратора. Я ей дал совет: проанализировать историю компаниии. Расспросить мнения ее бывших сотрудников, почитать на форумах, выяснить разные истории, которые происходили внутри компании.
Давайте рассмотрим четыре главных вопроса, которые вы должны узнать о компании:
1. Директор — тиран или человек?
Директор — это человек, которому выпал шанс быть выше остальных. Бывает такой тип, который сваливает основную массу своей работы на офисный планктон; на его парковочное место запрещено ставить свою машину, даже если он в отпуске — просто потому, что это привилегированное место; и при этом он утверждает, что он — один из нас. Это тиран. Не лучший вариант для соискателя. Ваша жизнь полностью будет в руках одного человека, которому на вас совершенно наплевать.
Многие главы корпораций начинали свою карьеру с должности секретаря, курьера, грузчика или стажера, как Стив Джобс и Билл Гейтс. Благодаря огромному стимулу выбраться из своего положения, сотрудник низкого статуса достигает больших успехов, но при этом он лишен чьей-либо помощи. Проанализируйте истории карьерного роста сотрудников.
Иногда организация вынуждена увольнять сотрудников: кризисы заставляют идти на сокращения. Но одни лидеры делают на этом кучу денег, а другие выплачивают премии сотрудникам, которых нанимают повторно.
Во многих организациях сотрудников увольняют даже за одну допущенную ошибку. Но существует и другая политика. Была одна любопытная история: в 1960 в США один разработчик допустил ошибку, которая стоила компании 10 миллионов долларов. Он пошел к директору, уже готовый принять новость об увольнении, а директор сказал: «Уволить вас? Нет уж. Я только что потратил 10 миллионов на ваше обучение.»
Внимательно изучите ответы, которые вам дадут на эти вопросы, чтобы понять: существует ли понятие справедливости в этой компании? Безопасно ли здесь работать? Смогу ли я сформировать свое будущее в ней?
Когда босс является понимающим человеком, старается защитить и заботится о своих сотрудниках, а служащие продвигаются по карьерным лестницам, то культуру этой компании можно назвать безопасной.
Есть компании с уникальными элементами. Например, где у сотрудников свои внутренние шутки, свой сленг, необычно оформленные офисы и частые корпоративы. Но это все лишь малая часть корпоративной культуры компании, не стоит на нее покупаться. Главное — это ее ценности. То, как относятся к сотрудникам и что ценят в работе.
Конечно, забавы, корпоративы, инновации — все это привлекает, но первым делом нужно узнать о негативных сторонах политики компании. Когда в отзывах говорится о несправедливости, небезопасности, неподвижности и плохой репутации, смело вычеркивайте эту фирму из своего списка. Не думайте, что вы будете исключением, сможете добиться там грандиозных успехов и станете любимчиком начальства и всех сотрудников.
Если вы все еще не уверены, где хотите работать, узнайте лишь одну историю, которая произошла в компании — она расскажет вам все о ее культуре.
Автор: Адам Грант
Перевод и адаптация interestno.ru