Воспитывать ребенка — не значит объяснять ему, как надо жить
interestno.ru публикует советы известного
психолога Михаила Лабковского о том, как правильно воспитать
ребенка и быть с ним в доверительных отношениях.
Лекции о воспитании детей, советы психологов
и педагогов по поводу отношений в семье эффективны
и имеют смысл исключительно в том случае, если сами
родители психологически благополучны или хотя бы
стабильны.
Будучи несчастными людьми, вы никак
не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы
он был счастлив. А если счастливы родители,
то специально и делать ничего не надо.
Многие считают, что у них, родителей, все нормально,
а проблемы только у их детей. И удивляются,
когда в одной семье вырастают два совершенно разных
ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник
боевой и политической, а другой — закомплексованный
неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит,
что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то
из них не хватило внимания. Кто-то был более
чувствительным и больше нуждался в любви, а родители
этого не заметили.
Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут
и накормлен, — это забота, а не воспитание.
К сожалению, многие родители уверены, что заботы
достаточно.
Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так
он будет обращаться с вами в вашей старости.
Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом,
вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку
было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой
мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет,
и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом
приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя что,
собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить
в школу, получать знания по мере сил, общаться,
взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу
разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести
за рамки ваших отношений с ребенком.
Школа должна научить не столько математике
и литературе, сколько самой жизни. От школы важно
получить не столько теоретические знания, сколько практические
навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать
за себя — свои слова и поступки, решать свои
проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем... Именно
эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой
жизни и зарабатывать себе на жизнь.
Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих
оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если
родители спокойно реагируют на двойку или неудачи
в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются,
говорят: «Мой хороший, не расстраивайся»,
то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается
в учебе и находит дело, где у него все
получается.
Если в начальной школе ваш ребенок не справляется
с программой, если вам приходится подолгу сидеть
с ребенком над уроками, — проблема
не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти
заведения работают исключительно на амбициях родителей
и заботятся не о детях, а о собственном
престиже и стоимости своих услуг. Сложнее —
не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться,
пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым
непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета
и т.д. В первом классе на подготовку
домашнего задания должно уходить
от 15 до 45 минут. Иначе вы все
долго не выдержите.
Наказывать детей можно и иногда даже
необходимо. Но нужно четко разделять ребенка
и его поступок. Например, вы заранее договорились, что
до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест
и уберет за собой. И вот вы приходите домой
и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая,
учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то
валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное
в этот момент — не превращаться в фурию,
не орать, что из него вырастет ноль без палочки. Без
малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь,
обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю,
но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать
телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета.
А орать, оскорблять, обижаться
и не разговаривать — вот этого
не надо.
Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет
с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые
суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно,
чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции.
Не надо контролировать, на что ребенок их тратит,
и ставить сумму траншей в зависимость от его
успеваемости и поведения.
Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что
им делать и что нет, решать за них их проблемы,
давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями.
Вы же постареете, как они сами жить-то будут?
Во всем мире учиться в университеты идут только самые
умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя
и зарабатывать на высшее образование. А у нас
что?
Если ребенка постоянно опекают —
он не знает, что такое нести ответственность
за свои поступки, остается инфантильным и падким
на любую возможность нарушить запрет. Ребенок должен быть
уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются
и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае
он не свяжется с «плохой компанией» и избежит
многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники
с напряженной ситуацией в семье.
Когда я работал в школе, то в День знаний
говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу
головой платят во много раз больше, чем за физический
труд. И что выучившись, вы сможете работать
и получать деньги за то, что сами любите делать.
Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему
состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире.
Хорошо еще, если он моется... Требовать «навести порядок»
можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его
комнаты.
Воспитывать — не значит объяснять, как надо
жить. Это не работает. Дети развиваются только
по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как
лучше не поступать, дети понимают не из слов
родителей, а исключительно из их поступков. Проще
говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам
не просыхает, — существует много шансов, что сын станет
алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети
улавливают и перенимают не менее чутко.
Говорить с детьми надо о жизни вообще,
а не о том, как НАДО жить. Если же родитель
может говорить с ребенком только о проблемах —
у него проблема.
Если ребенок пытается манипулировать взрослыми —
у него просто невроз. И надо искать его причину.
Здоровые люди не манипулируют — они решают свои
проблемы, действуя прямолинейно.
В разговоре с ребенком не критикуйте его,
не трогайте его личность, не выходите за рамки
анализа его поступков. Говорите не о нем,
а о себе. Не «ты — плохой»,
а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте
формулировки: «Мне не нравится, когда ты...»,
«Мне бы хотелось, чтобы...». Поменьше критики, побольше
конструктива и позитива.
Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые,
но сильные люди. Которые могут его защитить, могут
ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его
интересах и, главное, очень его любят.
протестуйте против той бойни, которую творит Путин и ваша армия на
Украине! Ваши сыновья умирают, убивая ваших братьев. Подробнее..
Имя: АЛИНА
03.10.2020 | 21:43
Метт Деймон не был прекрасен ни в 30 ни в 18. Не будет прекрасен и
в 80. У него глубоко посажены глаза они некрасивой формы так же как
и рот. Но терпеть можно. Подробнее..
Имя: Вера Холодофф
09.06.2020 | 18:22
Он был и тем, и другим. Нельзя однозначно судить об этом монархе. Подробнее..
Имя: Вера Холодофф
09.06.2020 | 18:13
Он был и тем, и другим. Нельзя однозначно судить об этом монархе. Подробнее..
Имя: ермаков
12.01.2020 | 20:15
Старение и омоложение У современной медицины отсутствует
возможность правильно оценивать процесс старения и омоложения
организма человека, да и самим процессом омоложения наука никогда
владеть не буде Подробнее..
Имя: сергей
12.01.2020 | 14:54
Если вы понимаете, что вашей потребностью является
благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью. К вам
обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться
увлекательного де Подробнее..
Имя: Ольга
10.01.2020 | 17:10
Фу, какой дешевый хайп на трагедии. С чего она взяла, что ее
болезни связаны с аварией? 300 км от Чернобыля - это ни о чем. А
ничего, что Киев, треть Украины и Беларуси намного ближе?! Я жила
менее че Подробнее..
Имя: Андрей
07.10.2019 | 16:40
"Прекрасное далёко" в СССР пели и так и так. Это чей тогда мозг
придумал? Подробнее..
Имя: Нешароеб
08.09.2018 | 22:01
Это бред про то, что земля не плоская, чекайте науку! Подробнее..
Имя: zakko2009
18.05.2017 | 22:48
В.Шебзухов "Притча о двух волках" читает автор (видео)
https://youtu.be/oyO3Qr_ai4c Между Правдою и Ложью, Ведомо лишь
Одному, Для чего дана возможность Сделать выбор – самому! Инд Подробнее..